Коррупция и экономический кризис характеризуют нынешние левые режимы Латинской Америки. Их популярность постоянно падает, а в некоторых странах отмечается не только политический кризис, но и кризис доверия.
В первую очередь это характерно для таких стран, как Венесуэла, Бразилия и Аргентина, хотя в каждой из них есть свои особенности. Еще недавно эти страны считались лидерами левого движения в странах Латинской Америки, а сейчас мы наблюдаем ослабление их былого могущества.
Чавизм переживает в настоящее время тяжелейший экономический кризис. С прилавков магазинов исчезли продукты и предметы первой необходимости, страну поразила галопирующая инфляция. Производственный сектор постепенно умирает из-за отсутствия стимулов для роста. Чтобы хоть как-то удовлетворить спрос населения, правительство страны вынуждено тратить громадные валютные средства для закупки товаров за рубежом. Более того, Венесуэлу сотрясают политические скандалы, в которых главными действующими лицами выступают высшие правительственные чиновники, а также и председатель Национальной Ассамблеи Дьосдадо Кабельо (Diosdado Cabello), подозреваемые в связях с наркоторговцами.
Как сообщают венесуэльские СМИ, за последнее время значительно возросло число предпринимателей, бежавших из страны, особенно после того, как были арестованы 22 представителя оппозиции.
Коррупция и экономический кризис характеризуют нынешние левые режимы Латинской Америки. Их популярность постоянно падает, а в некоторых странах отмечается не только политический кризис, но и кризис доверия. В первую очередь это характерно для таких стран, как Венесуэла, Бразилия и Аргентина, хотя в каждой из них есть свои особенности. Еще недавно эти страны считались лидерами левого движения в странах Латинской Америки, а сейчас мы наблюдаем ослабление их былого могущества.
Политический ландшафт в Венесуэле можно охарактеризовать одним словом — произвол. Как заявил изданию венесуэльский политолог, руководитель фонда «Fundación Zulia Productivo» Хесус Кастильо (Jesús Castillo), венесуэльский народ устал от политиков.
«Чависты, обещали народу манну небесную, а погрязли в коррупции и показали свою полную несостоятельность в управлении страной. На самом деле экономическая ситуация, всеобщий дефицит и отсутствие элементарной безопасности — вот, что заставляют венесуэльцев выходить на улицы в знак протеста», — заявил Хесус Кастильо.
Опросы общественного мнения показывают растущее недовольство венесуэльцев, действиями властей. По данным исследования, проведенного в прошлом месяце консалтинговой и социологической компанией Datanalisis, 65% населения не одобряют деятельность президента Николаса Мадуро, а восемь из десяти опрошенных считают, что ситуация в стране «удручающая». Уровень популярности нынешнего главы государства один из самых низких в истории государства — 28%. При этом следует отметить, что данные опросы проводились до того, как стали известны факты участия высокопоставленных чиновников в незаконном обороте наркотиков.
Застой и коррупция
Коррупционные скандалы характерны не только для Венесуэлы, но и для Бразилии, Аргентины. Всем хорошо известен самый громкий коррупционный скандал в Бразилии, связанный с бразильской нефтяной компанией Petrobrás. Ущерб от коррупции в нефтяной компании Petrobras мог составить до двух миллиардов долларов.
Разразившийся скандал затронул и действующего президента страны Дилму Роуссефф, которая возглавляла совет директоров Petrobras в 2003–2010 годы. Ее популярность в апреле 2015 года составила 19%. Это самый низкий показатель, после того как левая Рабочая партия пришла к власти.
Ситуация в экономике страны также не способствует росту популярности бразильского правительства. Экономический рост в 2015 оду составит не более 1,24%, инфляция — 8,4%.
Как рассказал изданию доктор экономических наук Питтсбургского университета Джованни Рейес (Giovanni Reyes), «бразильская экономика также серьезно пострадала из-за недоверия к правительству после коррупционного скандала с Petrobrás».
В Аргентине экономическая ситуация еще более удручающая, чем в Бразилии. Министр экономики Аргентины Аксель Кисилоф (Axel Kicillof) прогнозирует рост цен в стране в 2015 году на уровне 15% — 20%. Иностранные инвесторы опасаются иметь дело с этой южноамериканской страной, после того как государство объявило дефолт уже во второй раз за последние 13 лет. Причем нынешний долг в 1,3 миллиарда долларов возник как раз после предыдущего дефолта в 2001 году, когда хедж-фонды скупили государственные облигации по сниженной цене.
Коррупционные скандалы стали обычным делом в Аргентине. Примером может служить недавний скандал с участием вице-президента Амадо Буду (Amado Boudou), который тайно купил компанию Ciccone Calcografica, которая по контракту с государством печатает валюту Аргентины, песо.
Или вот другой пример — загадочное убийство прокурора Альберто Нисмана, который обвинил президента страны Кристину Фернандес де Киршнер в препятствовании расследованию крупного теракта в 1994 году. Тогда в результате взрыва еврейского культурного центра погибли 85 человек. По стране прокатились многотысячные демонстрации протеста. Согласно опросам общественного мнения, только 40% аргентинцев изъявили желание участвовать в президентских выборах, которые пройдут в октябре 2015 года.
Некоторые уточнения
Директор Центра политических и стратегических исследований для стран Латинской Америки Андрес Молано (Andrés Molano) заявил изданию, что в латиноамериканском регионе не существует единого, консолидированного левого движения.
«Есть режимы, которые переживают трудные времена — Венесуэла, Бразилия и Аргентина. Но есть и такие страны, как, например, Уругвай, где ситуация стабильна и прогнозируема. Или взять такие страны, как Боливия и Эквадор. Экономическая и политическая ситуация в этих странах достаточно стабильна, несмотря на некоторые ограничения свобод. Сюда также следует отнести Чили. Несмотря на коррупционные скандалы, это южноамериканская страна пытается в рамках конституционного процесса проводить структурные реформы», — отметил Андрес Молано.
«Не вызывает сомнений тот факт, что левое движение выглядит сейчас более раздробленным, чем несколько лет тому назад. В качестве примера приведу Бразилию, которая без каких либо консультаций со своими партнерами по Союзу южноамериканских наций (УНАСУР) ведет переговоры с Китаем по свободной торговле. И таких примеров можно привести достаточно много», — заключил Андрес Молано.