Рубеж XX и XXI веков был для россиян очень бурным периодом. СССР распался, Россия пережила драматичную цивилизационную трансформацию, которая отразилась на жизни всего общества. Вряд ли такая встряска не наложила отпечаток на молодое поколение, которое называют в России «35 минус» или просто «поколением Путина». Это россияне, которые родились под конец существования СССР или уже в новой стране, а взрослели и вступали в жизнь в период неизменного руководства нынешнего президента. Впрочем, российские социологи называют этих людей еще поколением стабильности или поколением.net.
Конечно, у истоков была политика. Когда зимой 2011 года через Россию прокатилась волна гражданского неповиновения против показной демократии, Кремль это очень удивило. (Точно так же, как наш истеблишмент, который не мог понять причину успеха на выборах Павла Кукиза (Paweł Kukiz).) Поэтому четыре года назад российское руководство, смотревшее на молодежь исключительно как на лояльную группу избирателей, заказало подробное исследование причин и масштаба явления. В работе приняли участие Центр стратегических коммуникаций Дмитрия Абзалова, Российская академия наук, федеральные и региональные университеты, а также объединения работодателей.
Результаты позволили описать Поколение П, выделив его отличительные черты, ценности и потребности. Самое важное: на этой основе Кремль разработал стратегию для молодых россиян, которая включает в себя социальную поддержку и профессиональное развитие. Концепция базируется на принципе: позволено все, что не запрещено. Таким образом она исключает бесконтрольное участие молодежи в политике, но вознаграждает их за лояльность.
Сейчас в рамках проекта работают десятки реальных региональных и несколько флагманских (под патронатом Путина) программ. От развития стартапов до кремлевских научных и образовательных гигантов и волонтерства: все очень масштабно и за большие деньги. В целом идея такова: молодое поколение, получив хорошие условия для старта и продолжения карьеры, должно остаться в стране и активно подключиться к технологической и культурной модернизации России.
Путин знает, что делает: средний класс, то есть наиболее активная в гражданском плане группа, составляет в России уже 40%, а доля в нем Поколения П — 60%. Спустя четыре года после старта проекта «молодежной политики» можно сказать, что он оказался успешным, в частности, в плане поддержки имперского курса президента. Однако не следует рассматривать кремлевскую стратегию исключительно в категориях социальной инженерии. Государство на самом деле интересуется молодыми россиянами и оказывает им помощь, а Кремль, как кажется, видит шанс на создание обновленных элит. Какое же оно — поколение имени Путина?
Современность
Интернет-издание Лента.ру вместе с несколькими социологическими центрами организовало проект «Поколение», который рассказывает о российской молодежи и о ее типичных представителях. Политолог Дмитрий Абзалов определяет его как поколение, развивающееся в быстро меняющемся информационном поле, умеющее быстро и адекватно реагировать на вызовы современности. Эта группа быстро меняется, но не теряет собственного «я». Молодежь интердисциплинарна, нетерпелива, ей нужен жизненный и профессиональный успех. Она ориентирована на карьеру, материальные ценности, но не только.
Эдуарду Гуриновичу — 23 года, он — генеральный директор компании CarPrise, одного из крупнейших интернет-продавцов подержанных автомобилей. В 16 лет он начал с интернет-магазина футбольных гаджетов. Александру Кабакову — 27, карьеру в IT-отрасли он начал в 2006 году, создав свой молодежный портал. Потом он был менеджером информационного сервиса, после чего инвестировал в проект Youdo.com, который относят к 50-ти самым перспективным российским стартапам.
Оба предпринимателя выросли в обычных семьях, но их заметил и поддержал российский бизнес, видя в них перспективный источник дохода. Сейчас оба получили высшее образование, владеют иностранными языками. Они — миллионеры и образцовые представители своего поколения. Их отличает огромная вера в возможности развития России, эмигрировать они не собираются. Как и их ровесница Вера Мысина, кандидат биологических наук, сотрудница Института общей генетики имени Н.И. Вавилова РАН. Она уже много лет занимается спасением уникальной орловской рысистой породы лошадей, получая гранты и поддержку от государства и борясь с местной коррупцией и глупостью чиновников. Другой представитель Поколения П — Никита Лосев, 27-летний директор московского лицея, который получил известность благодаря методам обучения, значительно повышающим число поступающих в престижные вузы выпускников.
Все они заявляют о своей поддержке Путина, видя в его политике стабильности основу собственных успехов и перспективу для всего поколения. Благодаря президентским молодежным программам в регионах появились десятки фирм и общественных организаций, а Поколение П почувствовало, что заявления Кремля о том, что молодежь станет движущей силой модернизации и тылом элит, — это не пустые лозунги. Статистика показывает, что органы самоуправления омолаживаются, а Кремль вкладывает значительные средства в волонтерские движения — гражданские, но не связанные с политикой.
Примером могут служить молодые актеры Ксения Алферова и Егор Бероев, которые основали фонд «Я есть» для детей с особенностями развития. Они оба вспоминают о своем недоверии к властям, которые предложили им на старте правовую помощь, и о сложностях с преодолением стереотипа о контролирующем государстве, которое в итоге предоставило фонду свободу действий. Поэтому волонтерство стало сейчас в России одной из самых быстро развивающихся форм взаимопомощи. Оно превратилось в часть молодежной моды, трендом для тысяч россиян.
То же самое происходит в научной среде. Огромная финансовая поддержка Кремля постепенно тормозит утечку мозгов на Запад. Физик из Института авиационного моторостроения Борис Луховицкий работает благодаря государственным грантам и говорит, что промышленность проявляет все более сильный интерес к молодым и перспективным специалистам, так как отток ученых на Запад в 90-х привел к катастрофе. В России недостает ученых среднего поколения: есть только живые памятники советской эпохи и Поколение П, в которое сознательно инвестирует государство, улучшая условия работы и повышая зарплаты. Не все еще идеально, но, как считает Луховицкий, ситуация изменилась настолько, чтобы можно было связывать карьеру с отечественной промышленностью, не боясь за свое материальное и научное будущее. Таких примеров значительно больше. 23-летняя чемпионка мира и нашего континента по хип-хопу Елена Максимова, в частности, думая о завершении карьеры, открыла школу танцев и теперь тренирует желающих из всей Европы.
Социологи считают, что такой позиции способствуют нравственные ориентиры. В Поколении П переплетается традиция и современность. Семья для молодых россиян все еще имеет огромное значение, но они могут точно так же жить в одиночестве или незарегистрированных отношениях, полностью их одобряя. Возможно, они хуже разбираются в классике, но впитывают современные тренды как массовой, так и высокой культуры. Между тем исследования показывают, что молодежь негативно относится к гомосексуальным союзам. В этом вопросе Поколение.net остается очень консервативным.
Традиция
Центры, занимающиеся исследованием молодого поколения, условно разделили его на фракцию индивидуалистов и националистов. Если индивидуализм связан с тем, что молодежь пропиталась либеральными ценностями, и это проявляется в стремлении к саморазвитию и материальному благополучию, то название «националисты» не совсем точно. К этой очень многочисленной группе принадлежат россияне, которые поддерживают постоянные иностранные контакты, но на основе своих знаний о Западе разочаровываются в нем. Они говорят, что уже прошло то время, когда США и Европа казались совершенством. Опыт, полученный во время обучения, бизнес-контактов или в туристических поездках не совпал с ожиданиями.
Результат отражается в жизни: вместо того, чтобы искать мифическую землю обетованную, Поколение П выбирает жизнь в собственной стране. Молодые, но уже набравшиеся опыта молодые россияне говорят, что такой быстрой, интересной и привлекательной в финансовом плане карьеры как дома на Западе они не сделают, потому что все места там уже заняты на двадцать лет вперед. На это и рассчитывает Кремль, особенно в контексте российской специфики — огромного государственного сектора, с которым связывает свои надежды Поколение П.
Продвижение по служебной лестнице в государственных ведомствах и особенно в государственных мегакорпорациях: такой путь карьеры кажется молодым россиянам наиболее привлекательным. Но, как показывают исследования, такие желания не противоречат готовности создавать собственные фирмы и заниматься собственным развитием. Самая массовая отличительная черта поколения — стремление получить среднее и высшее образование. По меньшей мере с 2011 года государство поддерживает такие стремления, надеясь на формирование класса «профессионалов», которые будут управлять экономикой.
«Националисты» не выступают за изоляцию от внешнего мира. Наоборот, в профессиональных и личных контактах с Западом они видят путь к углублению знаний и развитию бизнеса. Они также не отказываются от возможности учиться и стажироваться за рубежом, но хотят лишь воспользоваться иностранными знаниями, выбирая своей жизненной базой Россию.
Воплощением такого жизненного выбора, что для России традиционно, становятся силовые структуры, в особенности армия. Дорогостоящая программа модернизации вооруженных сил и военно-промышленного комплекса дает шансы не только профессиональным военным, но также целой массе инженеров и ученых. В армии создаются специальные научные подразделения, которые стараются привлечь лучших выпускников гражданских вузов хорошими условиями работы и привлекательной зарплатой.
33-летний майор Дмитрий Рыжеволов говорит, что у него есть много поводов для гордости. Это пилот истребителя Миг-29 и член парадной пилотажной группы. Престижность профессии военного настолько выросла, что набор в военные вузы с точки зрения критериев экзаменов не отличается от набора в элитарные университеты. По мнению Рыжеволова, трехкратный рост зарплат и улучшение социальных условий, в том числе выделение бесплатного жилья, позволяют в полной мере сконцентрироваться на профессиональной деятельности.
Единственное исключение в Поколении П представляют дети самых богатых россиян. Это довольно большая группа, так как у наших восточных соседей 10% населения владеет 90% национальных богатств. Сейчас богатейшие россияне готовы передать свое имущество в руки отпрысков: учившихся на Западе, стажировавшихся в крупных корпорациях, окруженных невероятной роскошью, в чем, как считает психолог Марина Мелия, таится источник катастрофы. Этих людей ничто не интересует, в том числе — ведение семейного бизнеса. С одной стороны, они боятся, что не смогут добиться достижений своих родителей, с другой — чувствуют такое пресыщение благосостоянием, что уже не способны «потреблять» новые гаджеты, яхты и машины. Они называют Россию смешной страной, а свое жизненное кредо сводят к короткому «прикольно».
Опасная Россия
Так что жизнь молодых россиян похожа на жизнь их ровесников из поколения Y на Западе. Они занимаются карьерой, улучшением своего материального положения, и ни в коей мере не являются политическими марионетками. Как говорит социолог Лариса Паутова, они поддерживают Кремль, но их поддержка не безусловна, они готовы критиковать власть. Хотя обычно их считают сторонниками сильной власти, среди них растет число демократов. Конечно, в Поколении П есть масса оттенков, ведь, как и на Западе, развиваются различные субкультуры, по-своему выглядит вступление во взрослую жизнь в российской провинции. Важно нечто другое — сильная вовлеченность государства в решение проблем молодого поколения. Кремль, конечно, действует в собственных интересах, а, говоря прямо, стремится избежать молодежного бунта. Однако путинская стратегия в отношении поколения его имени приносит молодым россиянам конкретную пользу, так или иначе влияя на их развитие и мировоззрение.
Такая Россия, в которой Поколение «35 минус» сознательно готовят к тому, чтобы оно сыграло ведущую цивилизационную роль, а, возможно, и пришло к власти, будет по-настоящему опасной, потому что ее сила будет основана на естественных свойствах и ценностях Поколения П, укрепленных государственной поддержкой.