Российская агрессия против Украины комплексная. Кремль готовился давно и продуманно. Поэтому сегодня это не только танки и кадровые военные в Крыму и на Донбассе, количество которых в последнее время увеличивается. Россия накапливает войска и сотни единиц техники, включая мобильные ракетные установки, танки и артиллерию на временной базе вблизи границы с Украиной, что зафиксировал на этой неделе корреспондент Reuters. Российская агрессия имеет и другие фронты: информационный, дипломатический, коррупционный...
Минские договоренности — это часть плана России, который фактически предусматривает финансирование Украиной оккупированной части Донбасса, проведение там выборов, а это легализация бандитов и террористов, изменение украинской Конституции и тому подобное. «Развитие событий после подписания Минских соглашений доказывает, что нам необходим эффективный механизм имплементации этих договоренностей. Мы должны посадить Россию за стол переговоров и добиться выведения войск, перекрытия границы под мониторингом ОБСЕ», — сказал вчера Президент Петр Порошенко, открывая 8-й Киевский безопасностный форум.
Так, украинская власть неоднократно заявляла, что выполнение Минских соглашений невозможно без прекращения огня, выведения российских войск и взятия под контроль Киевом украинско-российской границы. Но огонь российско-террористические войска не прекращают, выводить свою технику и военных не собираются, наоборот — и дальше продолжают наполнять ими Донбасс. И как в таких условиях можно говорить о возобновлении контроля над границей? Каким образом это можно сделать?
Вчера на Украине отмечали День пограничника. Службе сегодня нелегко, более десяти лет она фактически пребывала под контролем клана Литвинов. Ее первым руководителем с 2003 по 2014 гг. был брат нынешнего народного депутата Владимира Литвина — Николай. За это время ГПСУ нередко «светилась» в коррупционных скандалах. Поэтому сегодня перед службой сложные задачи — нужно не просто профессионально исполнять свои обязанности на всех участках границы, но и давать отпор российским войскам на востоке. В четверг Петр Порошенко посетил в Киеве Мобильный пограничный отряд ГПСУ и поздравил пограничников с праздником. «Благодарю за то, что так крепко защищаете нашу страну», — обратился он к собравшимся.
Но проблема не только в границе. Сегодня во властных коридорах звучит идея двухпалатного парламента. Напомним, сейчас Конституционная комиссия работает над изменениями к Конституции. Какая выгода для Украины от двухпалатного парламента, если это присуще странам с федеральным укладом? Мы же собираемся проводить децентрализацию власти, а не федерализацию страны. Тем более последнее — это постоянное требование агрессора — Кремля. Он давно уже привык требовать от Украины выполнения тех или иных положений, лично совершенно игнорируя принять на себя обязательства. А в случае с Минскими договоренностями Москва привлекла еще Берлин и Париж. Теперь уже и Запад в лице Германии и Франции требуют от Украины выполнения Минских договоренностей.
Как все-таки нам избежать втягивания в российский сценарий? Что мы можем противопоставить второму фронту Москвы?
«Нам надо выигрывать качественно! Технологиями, мотивацией и морально-психологическим преимуществом, лучшей подготовкой личного состава»
Игорь Кабаненко, адмирал запаса, заместитель министра обороны Украины в 2014 году, военный эксперт:
— С моей точки зрения, сегодня происходит продолжение использования Кремлем гибридного подхода к конфликту, имеющему волнообразный характер, — волны активных действий и определенного уменьшения активности сменяют друг друга. То есть Россия воплощает свои дальнейшие планы. Соотношение военных и невоенных действий в этой войне составляет 4:1 — это означает скрытый формат, концентрацию на невоенном противоборстве для послабления Украины. При этом в благоприятный момент добавляется военная сила для того, чтобы закрепиться. Невоенные методы России, в частности, предусматривают использование и «минского формата» переговоров, и других средств — дипломатических, информационных и т.п. В такие моменты, как сейчас, начинает расти информационная составляющая гибридной войны, чтобы создать максимально нестабильную ситуацию, управляемый хаос, чтобы потом использовать его в нужном направлении. Потом эту дестабилизированную ситуацию представят как внутренние неурядицы нашей страны, замалчивая, что они привнесены извне.
Идея федерализации Украины, которую Россия пытается навязать, используя ситуацию на Донбассе, не нова и высказывалась уже давно. Для ее воплощения РФ применяет целый пакет мероприятий. Используя опосредствованные информационные влияния как один из элементов гибридной войны, они будут готовить почву, а затем быстрыми и активными действиями могут зафиксировать ее.
С моей точки зрения, «минский формат» используется Россией для ухудшения внутренней ситуации на Украине. С одной стороны, они говорят, что Украина должна восстанавливать инфраструктуру, промышленность региона и т.д., но с другой — все это преднамеренно разрушается, уничтожается и приводится в состояние хаоса. И в этой ситуации Россия не имеет никаких экономических обязательств относительно Донбасса.
Что же касается позиции Запада в вопросе воплощения Минских договоренностей, то это непростой вопрос. Он имеет сдержанную позицию, потому что не хочет раздражать РФ. Это тривиальный защитный подход, предусматривающий использование всех возможностей для мирного урегулирования конфликта. Но без принятия рисков и без повышения ставок противостоять агрессору будет трудно. Кремль играет по-крупному — это надо понимать и адекватно действовать. Мы видим, что каждый раз, когда происходят какие-то договоренности с Россией — о прекращении огня и т.п., они не выполняются. В последние дни продолжаются серьезные бои на Донбассе — это индикатор того, что российское гибридное противоборство продолжается — для послабления, разделения, разрушения Украины. Ведь успешная, процветающая Украина с либеральной экономикой и современными западными стандартами — это угроза существованию сегодняшней России, построенной на принципах «государственного капитализма». И для этого она использует гибридную войну с ее скрытыми методами влияния. И идея федерализации применяется для того, чтобы ослабить нас, и мы это должны понимать.
Поэтому, если мы говорим об урегулировании конфликта, которое опирается на договоренности относительно прекращения огня, должен быть создан формат реагирования на их нарушение, и он должен быть значительно выше. Это трудная задача, но все равно надо мотивировать Россию делать эти все вещи, я думаю, надо искать механизмы не принуждения, а мотивирования Кремля к деэскалации ситуации. Ведь без этого даже ОБСЕ не имеет механизмов для обеспечения прекращения огня и установления контроля над границей.
Что же касается военной ситуации в регионе, то опасность очередного вторжения России остается. Мы видим, что РФ проводит учения авиации и сил ПВО, а близ наших границ огромная военная группировка находится в повышенной степени готовности. Все это свидетельствует, что снижение напряжения не происходит — скорее наоборот. Зачем запускать двигатель автомобиля, чтобы работал вхолостую и не двигался? Он или будет ехать вперед, или надо выключить двигатель и поставить машину в гараж. Сегодня двигатель российской военной машины запущен. Но это очень опасно и для самой РФ, ведь она тоже рискует огромными человеческими потерями. То есть все это разрушает и саму Россию изнутри, ведет к росту внутренних противоречий. Все равно когда-то война закончится, а многие вещи придется восстанавливать огромными усилиями, поэтому мы должны относиться к этому трезво. Конфликт может разрастаться и дальше, затронув весь континент, ведь измерение этого конфликта цивилизационное, и он является предпосылкой для серьезных катаклизмов на континенте.
Украина должна готовиться к собственной защите, постоянно крепить боевые возможности сектора обороны и безопасности. Вместе с тем Минобороны, Генштабу и другим силовым структурам надо больше внимания уделять воплощению современных технологий в военном деле. В сложившейся ситуации мы можем выиграть только технологиями. Количественный подход, использовавшийся во времена СССР, в прошлом веке унес 60 миллионов жизней. Поэтому нам надо выигрывать качественно: технологиями, мотивацией и морально-психологическим преимуществом, лучшей подготовкой личного состава. Это требует много работы, в том числе изменения культуры и ментальности истеблишмента, что тоже крайне актуально, и этим надо было заниматься еще вчера.
«Наши уступки России в вопросах бытия украинской государственности только поощрят РФ к дальнейшим агрессивным действиям»
Владимир Василенко, юрист-международник, профессор:
— Российский невоенный сценарий относительно ослабления и развала Украины выходит далеко за рамки событий, происходящих на Донбассе. РФ будет стремиться всеми средствами достичь своей цели, которая заключается не в отторжении Крыма или других территорий, а в окончательном уничтожении украинства, Украины как национальной единицы и субъекта международного права. Это должны осознать граждане, лидеры всех политических партий и государственное руководство Украины. Все, что происходит в настоящий момент, — это промежуточные шаги, которые делает Россия в направлении достижения своей окончательной цели. Поэтому уступки в вопросах, являющихся ключевыми для обеспечения национальной безопасности Украины, сохранения ее идентичности, территориальной целостности, неприкосновенности ее границ, политического единства, являются недопустимыми. Невзирая на то, что на нас давит Запад и Россия, этим мы не решим проблему. Страны Запада должны понимать, что наши уступки России в вопросах бытия украинской государственности лишь подтолкнут РФ к последующим агрессивным действиям. Демонстрация твердости в защите своих жизненно важных интересов должна быть почвой для ведения любых переговоров с кем-либо.
Наши государственные руководители говорят о необходимости решать все дипломатическими методами, но это наивные желания, ведь дипломатическими методами можно решать вопрос только тогда, когда есть два равноправных партнера, которые желают достичь одного результата и могут идти на уступки в вопросах, не касающихся жизненно важных интересов. В данном же случае государство-агрессор использует дипломатию с позиции силы, чтобы заставить нас пойти на уступки, которые приведут к разрушению. Это недопустимо, и если мы думаем о своем будущем, то ни в коем случае на такие уступки идти нельзя. Договариваться можно только на паритетных принципах и на основе тех ключевых принципов международного права, которые существуют в мире и являются фундаментом международного правопорядка. Но Россия нарушила этот правопорядок, потому о каких исключительно дипломатических мероприятиях может идти речь? Да, мы должны демонстрировать волю и готовность решать любые проблемы мирным путем, но не за счет сдачи национальных интересов, отказ от которых ведет к ликвидации украинской государственности.
Вообще, Минские соглашения — это дипломатическая ловушка, в которую попала Украина и которую РФ пытается использовать, чтобы навязать нашему государству свои решения, что создает угрозы для ее существования, ведь это почва для дальнейшей дестабилизации. Минские договоренности — это не международный договор, а политические договоренности. Любая договоренность должна восприниматься как единое целое и так же выполняться. Одна сторона не может заставить другую выполнять только выгодные для себя положения этого документа. Если в Соглашении записано об обеспечении выборов в некоторых регионах Донбасса, то их нужно проводить, но только после выведения иностранных войск и подконтрольных России вооруженных формирований, установления контроля над границей и создания условий для проведения выборов, в соответствии с украинским законодательством. Украина готова к присутствию ОБСЕ, миротворцев и международных наблюдателей, которые следили бы за процессом выборов.
Россия тоже связала себя обязательствами относительно выведения войск с территории Украины (а иррегулярные формирования наемников — это тоже вооруженные силы РФ, ведь они создаются, вооружаются и контролируются Россией). Если они намерены урегулировать ситуацию, то необходимо отвести все военные формирования, а затем нужно возобновлять правопорядок и организовывать выборы, реформировать органы самоуправления, на чем сосредоточено внимание рабочей группы Конституционной комиссии (КК), которая занимается вопросами децентрализации. В настоящий момент речь идет о внедрении общих норм, согласно которым предоставляется больше полномочий обществу, независимо от того, какой это регион.
Что же касается идеи двухпалатного парламента, которая была публично озвучена Игорем Юхновским, мы уже давно обсуждали с ним эту тему, и я объяснял ему, почему это неправильно. Украина является унитарным государством и никакой кардинальной разницы между регионами не существует, потому нет необходимости во второй палате, ведь она существует в основном в федеральных государствах. И в рамках КК этот вопрос даже не затрагивался.
Чтобы удовлетворить неправомерные прихоти России, которые являются вмешательством во внутренние дела Украины, необходимо менять всю Конституцию, в частности Раздел 3. Есть договоренность не трогать Разделы 3, 13 и 14 КУ, ведь для этого нужна определенная процедура, и КК этим не занимается. Для их ревизии нужно провести две сессии парламента с принятием изменений конституционным большинством и всеукраинский референдум, но этого не будет. Поэтому ожидать, что КК сделает что-то не так, безосновательно. Что же касается статуса оккупированного Донбасса, то в Конституции он пока никак не будет закреплен. ВРУ приняла законы, определяющие статус этих территорий как оккупированных.
«Любые попытки даже имитировать на Украине федеральное устройство, как, например, двухпалатный парламент, будут крайне вредными»
Михаил Басараб, политолог, гражданская инициатива «Больше!»:
— С самого начала военная агрессия России против Украины была лишь вооруженным наконечником большой политической кампании. Я никогда не считал, что для РФ крайне важно силовым способом захватить какую-то часть украинской территории. Несколько районов Донбасса — это далеко не то, чего хочет Путин. Его цель далеко идущая, а намерения были очевидны с самого начала. Через эти районы восточного региона он планировал контролировать и держать на крючке всю остальную Украину. Поэтому понятно, что это вооруженное противостояние — лишь дополнение к стратегии по уничтожению государственного суверенитета Украины. Такие планы вынашивались не один год, не одно десятилетие и, по-видимому, даже не одно столетие.
Все, что происходит на Донбассе, направлено на то, чтобы навязать Украине свою повестку дня. Оно включает несколько главных позиций. Во-первых, недопущение интеграции Украины в Евросоюз и Североатлантический альянс. Во-вторых, навязывание Украине федерального уклада, а, следовательно, и ослабление ее как целостной государственной модели. В-третьих, сегментация Украины на две группы — украиноязычных и русскоязычных украинцев, что будет обеспечивать постоянную конфронтацию внутри общества. Все это подчинено одной цели — доказать государственную несостоятельность Украины и на долгие годы вперед ослабить наше государство как буфер для России.
Мне жалко, что есть люди, озвучивающие идеи, которые вписываются в такое виденье России. Так, пан Игорь Юхновский предлагает двухпалатный парламент, а пан Богдан Гаврилишин доказывает необходимость внедрения на Украине федерального устройства, апеллируя к опыту Швейцарии. Я считаю такие инициативы и предложения не просто несвоевременными, но и вредными для Украины как государства. Нас нельзя мерить одними мерками со Швейцарией, ведь, к счастью для швейцарцев, у них нет по соседству такого агрессора, как Россия. К тому же у них совсем другая история формирования нации и государства, чем у украинцев. Поэтому любые попытки даже имитировать на Украине федеральное устройство или введение атрибутов федерального государства, как, например, двухпалатного парламента, будут крайне вредными. Я очень надеюсь, что если во время написания новой Конституции у кого-то будут намерения и планы по внедрению подобных элементов федерализма на Украине, то в Конституционной комиссии хватит авторитетных людей-патриотов, державников, которые смогут заранее предупредить общество о таких попытках. Как максимум, такие попытки должны быть заблокированы. Если же премьер, Президент или кто-либо другой, имеющий отношение к этому процессу, попробует прожать в новую Конституцию крайне опасные положения, которые будут способствовать разрушению Украины, то они получат надлежащую реакцию со стороны общества.
Сегодня складывается ситуация, в которой мы не должны идти ни на какие компромиссы с русским агрессором и его марионетками на востоке Украины. Наше государство в истории своих отношений с РФ очень часто шло на компромиссы, и, в конечном итоге, мы увидели, что эти компромиссы ни к чему хорошему не приводят. Потому что умолять хищника и агрессора — напрасно! Поэтому попытка примирить Путина федеральным устройством, двумя государственными языками, «особым статусом» регионов не удастся. У Кремля есть одна цель — уничтожить Государство Украина, которое является самодовлеющим суверенным институтом. Поэтому любые уступки будут идти лишь во вред нам и на пользу планам Путина.