В начале «гибридной войны», которую Россия развязала против Украины в прошлом году, российская машина пропаганды называла своих соседей неонацистским государством, чьи солдаты сжигали деревни и распинали детей на русскоязычном востоке страны. Однако после масштабного военного парада 9 мая в честь празднования Дня победы над немецким (и соответственно украинским) фашизмом, в российских СМИ начала постепенно вырисовываться новая версия событий. Сейчас Украина изображается как недееспособное государство. Она не выполнила свои долговые обязательства и нарушила все возможные международные нормы, а ее западные спонсоры ударились в панику. Новая революция на Майдане может начаться в любой момент — запах жженой резины уже носится в воздухе.
Согласно этой версии, западные лидеры осознали свою ошибку и пытаются помириться с Владимиром Путиным, великодушным российским лидером, который неоднократно предупреждал их, что не стоит поддерживать Украину. Сначала это была канцлер Германии Ангела Меркель, которая добивалась встречи с г-ном Путиным. Затем госсекретарь США Джон Керри, который прилетел в Сочи, чтобы выразить свое уважение. «Америка поняла, что Украина не стоит испорченных отношений с Россией», — прозвучало на «Первом канале», ведущем российском телеканале. Подразумевалось, что военная мощь России и ее альянс с Китаем заставили Америку снова сесть за стол переговоров.
Страшные кадры войны, которые постоянно появлялись на российском телевидении в прошлом году, сопровождались рассказами о дипломатических победах России и неудачах Украины. Согласно «Первому каналу», если война возобновится, ее будут вести отчаявшиеся украинцы. И эта новая версия рассчитана не только на российскую аудиторию. Как только г-н Керри покинул Сочи, Россия отправила своих послов в Киев, чтобы сообщить украинскому президенту Петру Порошенко, что Америка и Европа его бросили. Целевой аудиторией российской пропаганды является также и Евросоюз, которому 22 июня предстоит решить вопрос о продлении или снятии санкций с России. Если Америка готова помириться, спрашивает Москва, зачем портить хорошие деловые отношения с нами?
Между тем, американские источники настаивают на том, что цель визита г-на Керри в Сочи заключалась не в том, чтобы помириться, а в том, чтобы выяснить позицию г-на Путина по ряду вопросов. Будет ли г-н Путин действовать против Америки в иранском вопросе? Готов ли он к сотрудничеству в сирийском вопросе? Прекратил ли он вмешиваться в дела Украины? Вероятнее всего, ответы на все три вопроса отрицательные. Г-н Керри также разъяснил г-ну Путину реакцию Америки на его бряцание ядерным оружием: не стоит заходить слишком далеко в проверке военной готовности НАТО, потому что это может спровоцировать крайне нежелательные последствия. Г-н Путин представил визит г-на Керри как дипломатический триумф, однако теперь ему предстоит решить, что делать дальше.
Ситуация на Украине достигла мертвой точки. Хотя г-н Путин поддержал подписание мирного соглашения в сентябре прошлого года, его цели прямо противоположны целям Украины и Запада. Он хочет, чтобы сепаратистский Донбасс остался в составе Украины в качестве своего рода незаживающей раны, которую Россия сможет пронзать каждый раз, когда ей понадобится контролировать украинское правительство. Только добившись этого, он станет обсуждать вопрос о закрытии границы с Украиной. Запад настаивает, что Россия должна укрепить границу и вывести всех своих военных с территории Украины, чтобы выборы на Донбассе смогли подготовить почву для его реинтеграции. Но это противоречит целям г-на Путина.
Между тем, этот конфликт невозможно заморозить без постоянного присутствия российских военных и финансовой поддержки ополчения. Спустя год военных действий жители не хотят, чтобы ими управляло киевское правительство, однако многие из них уже недовольны ополченцами, которые захватили власть в регионе и делят российскую гуманитарную помощь между собой. Если российские военные уйдут, сепаратистское правительство вполне может пасть. Возможно, именно по этой причине в настоящее время у российско-украинской границы наблюдается наращивание российских войск и вооружений, как сообщают международные наблюдатели.
Внутренние конфликты между сепаратистами уже начались. 23 мая Алексей Мозговой, командир ополченцев, который бросил вызов поддерживаемому Москвой правительству в Луганске и настаивал на «борьбе за независимость», был убит в собственном микроавтобусе. Его убийство совпало по времени с решением России отказаться от своего проекта по созданию крупного российского анклава на Украине.
«Кремль хотел провести эту войну с минимальными затратами», — сказал Александр Баунов из Московского центра Карнеги. Цена возобновления войны может оказаться очень высокой. Россия, скорее всего, столкнется с новыми санкциями, которые могут уничтожить ее банки. Ей также придется отправить на Украину множество солдат регулярных войск, что большинство россиян не поддержат. Кремль надеется, что Украина сама рухнет под гнетом своих экономических проблем.
Однако, как выяснил г-н Керри, г-н Путин не собирается оставлять Украину в покое. Если не будет иного выхода, Россия пойдет на эскалацию конфликта, о чем свидетельствуют ее военные учения в регионе. Полноценная война потребует более масштабной мобилизации российской общественности, контроля над всеми сферами общественной жизни и ужесточения репрессий. Кремль уже подавил всю независимую политическую деятельность в стране. А за последнюю неделю он вышел за рамки политики.
23 мая г-н Путин подписал закон о «нежелательных иностранных организациях» в России. Спустя два дня Министерство юстиций занесло в список «иностранных агентов» два наиболее уважаемых фонда по поддержке образования и науки. Один из этих фондов, «Либеральную миссию», возглавляет Евгений Ясин, бывший министр экономики, которому сейчас уже 81 год. Другой фонд, «Династия», занимается поддержкой образования и естественных наук. Его финансирует Дмитрий Зимин, 82-летний ученый, филантроп и основатель самой успешной телекоммуникационной компании в стране, «ВымпелКом». «Династия» не вмешивалась в политику, считая своей главной целью создание класса просвещенных и независимо мыслящих людей. Но Кремль ясно дал понять свою позицию: теперь любая независимая от государства деятельность в России не приветствуется.