«Будучи другом Израиля. я обязан, в том числе. ставить перед ним зеркало и говорить правду», — сказал президент США Барак Обама в интервью Джеффри Гольдбергу в далеком 2008 году. Обама старается следовать в соответствии с этим принципом. Постоянный контроль над Западным берегом Иордана подорвет демократические устои Израиля и повредит легитимности Израиля в глазах мирового сообщества, предупреждал он.
Сегодня Бараку Обаме приходится иметь дело с развязанной республиканцами кампанией, представляющей его врагом Израиля и еврейского народа. Он пытается противостоять этому давлению, грозящему сорвать заключение сделки с Ираном, поэтому президент не может говорить израильтянам правду. Ему пришлось научиться говорить американским евреям из числа своих сторонников то, что они хотят услышать, но далеко не все из сказанного — правда.
Недавно Джеффри Гольдберг попросил Барака Обаму объяснить, в чем заключается разница между антисемитизмом и антисионизмом. Обама ответил: «Следует начать с вопроса о том, считаете ли вы, что Израиль имеет право существовать в качестве родины еврейского народа? Знакомы ли вы с особыми историческими обстоятельствами, сделавшими необходимым появление этого государства? Если ваш ответ отрицательный на оба вопроса, если вы считаете. что история не имеет значения, то у нас проблемы». Звучит так, будто Обама считает проявлением антисемитизма попытки усомниться в праве Израиля на существование. То есть, по его словам, антисемитизм и антисионизм — одно и то же.
Ответ Обамы верен с политической точки зрения. Антисионизм в США еще достаточно маргинален, хотя постепенно набирает силы благодаря движению BDS (Boycott, Divestment, Sanctions), отрицающему право еврейского государства на существование. Еврейская община называет антисионистские движения антисемитскими по сути. Согласившись на словах с этой позицией, Обама пытается привлечь на свою сторону лидеров еврейской общины, чтобы провести в Конгрессе сделку с Ираном.
Но анализ Обамы ошибочен. В США и европейских странах есть нарастают антисемитские настроения, и многие антисемиты придерживаются также антисионистских взглядов, но антисемитизм и антисионизм — не одно и то же. Говоря, что эти два явления — одно и то же, Обама лишь вводит в заблуждение еврейскую общину. Евреи США должны понять суть этих явлений, если хотят помочь Израилю выжить.
Почти все палестинцы — антисионисты, ведь для них сионизм был и остается национально-освободительным еврейским движением, причинившим большие страдания палестинскому народу, но это еще не делает их антисемитами. Салим Джубран, судья Верховного суда Израиля, будучи палестинцем, отказывается петь гимн «А-Тиква», но он не антисемит. Как и любой другой израильский палестинец, он бы хотел, чтобы государство Израиль не давало евреям дополнительные права в своей политике и в своей символике. Так что он антисионист, но не антисемит. Среди евреев тоже есть группы, выступающие против сионизма, например, среди ультраортодоксальных общин.
Антисионизм набирает обороты в США в последние годы в основном из-за политики израильского правительства. Оказывая большую экономическую помощь еврейским поселениям (на Западном берегу) и публично выступая против создания палестинского государства в границах 1967 года, премьер-министр Биньямин Нетаньяху убедил американское общественное мнение в том, что решение конфликта на основе принципа двух государств для двух народов невозможно. и приемлемым вариантом остается лишь существование единого светского государства между рекой Иордан и Средиземным морем. Биньямин Нетаньяху и Авигдор Либерман принимали законы, дискриминирующие израильское палестинское население, что вызвало в США дискуссию о способности Израиля оставаться одновременно еврейским, демократическим и либеральным государством. В The New York Times выходят статьи, ставящие под сомнение законность сионизма, а активисты BDS пользуются переменами общественного мнения, чтобы мобилизовать сторонников.
Среди новых сторонников антисионизма есть немало антисемитов, но эти идеи разделяют также многие евреи. Студенты Чикагского университета недавно рассказали мне, что на конференции BDS в кампусе большинство присутствовавших были евреями. Среди еврейской молодежи в США усиливаются настроения, которые можно назвать «нео-бундизмом», то есть, еврейская идентичность, основанная не на сионизме, а на левых идеалах. В кампусах сторонники этих идей объединяются с пропалестинскими активистами, афроамериканцами, выходцами из Латинской Америки, феминистками и активистами ЛГБТ-общины. Все они считают сионизм противником принципов равенства.
Я либеральный сионист, противник BDS и сторонник сосуществования еврейского демократического государства с палестинским, и меня беспокоит эта тенденция. Тем не менее, я считаю ошибочным клеймить все эти группы как антисемитские ради борьбы с ними. Рост антисионистских настроений в американских кампусах не связан с антисемитизмом. Да, Израиль судят по двойным стандартам, но это из-за традиционной позиции левых, которые всегда остро критиковали преступления западных режимов, а не других. Палестинцы сумели убедить молодых левых американцев в том, что Израиль с помощью Америки угнетает палестинское население.
Есть только один способ бороться с этими тенденциями — положить конец угнетению и приблизить Израиль к принципам «Свободы, равенства и братства», которые содержатся в израильской декларации независимости. Обама должен говорить американским евреям правду о результатах политики израильского правительства. Один из таких результатов — рост антисионизма в американских кампусах. Игнорируя это явление или вешая на него ярлык антисемитизма, мы лишь обеспечим антисионистским взглядам прочную основу.