В последние дни президент США Барак Обама уделял Израилю много внимания. Недавно в пространном интервью он изложил свое видение Израиля и его политики. Некоторое время спустя Барак Обама посетил синагогу в Вашингтоне и сказал несколько слов относительно еврейских ценностей. Подробности можно прочитать в газетах. Неискушенному читателю показалось бы, что Израиль добился неплохих результатов в пиаре. Жаль только, что был выбран неправильный пиар для неправильного президента и не вовремя.
Барак Обама не дает эмоциям взять вверх, он отличается холодной расчетливостью. Его признание в любви к Израилю и евреям тоже построено на трезвом расчете и обусловлено обстоятельствами: президент США должен устранить все помехи на пути к утверждению сделки по ядерной программе Ирана. А упорное сопротивление Израиля — это препятствие. Некоторые еврейские лидеры в США поддерживают это сопротивление — тоже препятствие. Но президент знает, что можно заручиться поддержкой, сказав несколько красивых слов. Не стоит подозревать, что он говорит совсем не то, что думает. Но не стоит также думать, что он не взвешивает тщательным образом каждое слово.
Барак Обама снова и снова рассказывает, что остается настоящим другом Израиля. Из его интервью следует, что так и есть, только он дружит с Израилем, существовавшим десятки лет назад, и с тем, который он хотел бы видеть. А для настоящего Израиля, существующего в наши дни, у Обамы есть только критика. Потому что Израиль не тот, что был раньше. Потому что Израиль еще не стал таким, каким хочет Обама.
Президент США восторгается еврейскими ценностями. Впечатляет, когда самый влиятельный человек в мире поет дифирамбы иудаизму. Правда, иудаизм, о котором говорит Обама в своих выступлениях, сильно отличается от настоящей еврейской религии. Иудаизм, о котором говорит Обама, как две капли воды похож на мировоззрение американского президента. В своей речи в синагоге он совершил «обамизацию» иудаизма.
Восторг и похвалы, которые расточает Обама — это ловушка. Обама не признает нынешний Израиль, в противном случае он не рассказывал бы о преклонении перед Голдой Меир, да и в иудаизме он не слишком разбирается, или в «иудео-христианской традиции», как он назвал ее в своем выступлении. Перечисляя ценности, к которым должны стремиться Израиль и иудаизм, Обама фактически устраивает экзамен, в котором лично он решает, кто его сдаст, а кто провалится.
Для правильной расшифровки этого списка есть две возможности. Можно предположить, что это циничный ход. Обама вообразил себя толкователем Декларации независимости Израиля, чтобы обвинить премьер-министра Биньямина Нетаньяху в действиях. которые очевидным образом противоречат написанному в этому документе, и пригрозить последствиями. То есть, Обама намерен наказать Израиль не из-за политических разногласий и не из-за палестинцев, а за предательство собственных ценностей, как он их понимает.
А может быть, Обама действительно говорит именно то, что думает. Но это тоже опасно. Если Обама действительно верит в воображаемый Израиль и в придуманный им для себя иудаизм, то его рано или поздно постигнет жестокое разочарование. Израильтяне не будут такими, как он хочет, и евреи в Израиле тоже не будут такими, как он желает. В итоге Обама, будучи большим экспертом по Израилю и иудаизму, снова обвинит израильтян в предательстве собственных ценностей, а также заявит, что вынуждает израильтян исправиться ради их же собственного блага.
В беседе с Джеффри Гольдбергом Обама пожаловался на «концентрированные усилия определенных политических сил», которые, якобы, настаивают на том, что произраильским политиком может быть только тот, кто не оспаривает действий израильского правительства. Обама уже не в первый раз жалуется по этому поводу. Еще до избрания на пост президента Обама говорил, что произраильская позиция не означает необходимости поддерживать партию «Ликуд». Он называл себя «другим сторонником Израиля».
Но на сей раз, с учетом обстоятельств, его жалоба кажется смешной. Обама сам делает именно то, в чем обвиняет политических соперников. Он пытается заставить всех поверить, что хорошие израильтяне и хорошие евреи — это те, которые разделяют определенный политический курс. В его случае речь идет не о правительстве Израиля.