После 2008 года, когда разразился мировой финансовый кризис, Европейский союз столкнулся с целой серией кризисов — эскалация греческого кризиса, российский реваншизм на Украине, критическая ситуация с беженцами в Средиземноморье (в свою очередь, неразрывно связанная с региональным кризисом на Ближнем Востоке и различными войнами в Африке). Эти кризисы напрягли силы ЕС и его учреждений до предела (и даже сверх того), поэтому реакция Европы на них оказалась вопиюще слабой.
Неэффективность существующих институтов и структур ЕС на фоне нынешних угроз подвергает опасности легитимность самого ЕС, так как граждане Европы требуют решений, которые ЕС, как видим, неспособен и, вероятно, не хочет принимать. Одним из результатов этого стала эрозия поддержки ЕС избирателями в странах союза.
В ближайшие два года темпы этой эрозии могут ускориться. Великобритания твердо намерена провести до конца 2016 года референдум о сохранении членства в ЕС, а крайне правая партия (которая, как и правительство Греции, стремится избежать суровых экономических реформ) может победить осенью на всеобщих выборах в Испании.
Конечно, события могут развернуться в позитивную сторону: Великобритания останется в ЕС, а Испания предпочтет статус-кво или какую-нибудь более умеренную версию перемен, чем те, что затеяло правительство Греции во главе с партией «Сириза». Тем не менее, худший сценарий будущего ЕС выглядит всё более реальным: Grexit (выход Греции из еврозоны), Brexit (выход Великобритании из ЕС) и результаты испанских выборов, схожие с греческими.
Если этот идеальный шторм случится, само существование ЕС окажется под вопросом, поскольку и остальные страны союза задумаются о своем будущем в «эпоху после ЕС» или даже начнут его планировать. Все евроскептики и националистические силы стран ЕС начнут добиваться — и со всё большим успехом — превращения идеи выхода их стран из ЕС в центральную тему внутренних политических дебатов и избирательных кампаний. Другими словами, почти 60 лет европейской интеграции — весь европейский проект — может быть погублен.
Европа не должна идти по этому пути. Но на фоне нынешней неспособности лидеров ЕС признать те трудности, с которыми они столкнулись, и справиться с ними, будет весьма реалистично предположить, что подобное может произойти. Сочетание Grexit c Brexit, а также их последствия не только для стабильности еврозоны, но и для самого существования ЕС, являются, вероятно, величайшей опасностью, с которой сталкивалась Европа со времен окончания холодной войны.
Более того, внутренний кризис Европы разворачивается в опасном, нестабильном геополитическом окружении. Хотя внешние угрозы могут укрепить стратегическое сотрудничество между странами ЕС, этого может оказаться недостаточно для сохранения целостности ЕС, особенно на фоне усилий России разделить Европу путем поддержки её националистических, ксенофобских сил и евроскептиков.
Для предотвращения распада ЕС потребуется, в первую очередь, стратегическое решение проблемы греческого кризиса. Греция нуждается одновременно в деньгах и реформах — быстро, внутри еврозоны и Евросоюза. Власти в Афинах, Брюсселе и даже Берлине не смогут нормально работать, если Греция станет недееспособным государством с обанкротившейся экономикой. Продолжающаяся игра в покер между правительством Греции и «тройкой» (в составе Европейской комиссии, Европейского центрального банка и Международного валютного фонда) вредит всем ее участникам, а больше всего — Европе. Она может быть, наконец, закончена только возобновлением программы финансовой помощи Греции или погружением Европы в бездну катастрофы.
Если Grexit удастся предотвратить (а это должно быть важнейшим приоритетом ЕС), тогда проблемы, создаваемые выходом Великобритании из ЕС, будут выглядеть уже менее пугающими, поскольку здесь риски распределены более или менее равномерно между ЕС и Британией. Более того, для британского премьер-министра Дэвида Кэмерона риски даже выше, поскольку Шотландия, видимо, точно не согласится с выходом из ЕС, а это поставит под угрозу будущее самого Соединенного Королевства.