Каждый четвертый болгарский ребенок получит материнский поцелуй и поздравления по поводу Международного дня защиты детей по Skype. Это для многих единственный способ не только поздравить детей с праздником, но и воспитывать их. По меньшей мере, один из родителей 26% школьников с 5-го по 11-й классы во всех школах в стране работает за рубежом. В статистику включены как люди, работающие за границей долгосрочно, так и те, кто отправляются на заработки на несколько месяцев. На это указывают данные исследования Фонда «Риск монитор», финансированного ЮНИСЕФ.
«Детей, родители которых находятся за рубежом, а также детей, отправляющихся с родителями за рубеж, не следует рассматривать как особую группу или группу в риске, — заявила доц. Петя Кабакчиева, один из исследователей по проекту. — Они дети, как все остальные. Возможно, что они из-за специфической ситуации, в которой находятся, сталкиваются с проблемами, отличающимися от проблем их сверстников, у которых оба родителя работают за рубежом. Чаще всего, проблемными являются дети с двумя родителями за границей. Каковы проблемы? У них более низкая успеваемость в школе, они чаще остаются на второй год в том же классе, и болеют чаще по сравнению с остальными. Дети, забота о которых возложена на близких и родственников, пьют и курят больше по сравнению со своими сверстниками. По-моему, самым тревожным является тот факт, что 40% детей, чьи родители работают за рубежом, становятся «клиентами» детских комнат милиции. Их поступки связаны, прежде всего, с употреблением алкоголя и марихуаны. Это случается, потому что о них заботятся родственники и отсутствует контроль. Чаще всего их попечительство не урегулировано в юридическом плане, и это превращается в проблему, когда дети заболевают или совершают хулиганский поступок. Бабушка и дедушка, которые чаще всего заботятся о таких детях, не являются попечителями в юридическом смысле и не могут взять на себя ответственность в подобных случаях. В Семейный кодекс обязательно должен войти Институт «временного попечительства», то есть урегулирование права людей, заботящихся об этих детях.
Исследование показало, что маленькие дети нуждаются в том, чтобы их обнимали, они испытывают отсутствие любви. Бабушки и дедушки на самом деле прилагают усилия, но у детей специфические психологические проблемы. Самые маленькие часто путаются в том, кто их настоящий родитель. Представители существующей «горячей телефонной линии» заявили, что зачастили звонки таких детей, которые делятся своими проблемами. Поэтому необходимо вмешательство школьного психолога. Необходимо создание специфических консультативных групп, которые будут работать и с детьми, и с уезжающими на заработки родителями, и с теми, кто заботится о детях в Болгарии«.
Доц. Петя Кабакчиева представила еще одно исследование Фонда «Риск монитор» и Центра либеральных исследований. Оно формулирует гипотезы, и направлено на «мобильных» детей.
«Существуют три группы, — продолжила доц. Кабакчиева. — Это дети, которые покидают школу в апреле и возвращаются в октябре, потому что отправляются вместе со своими родителями на сезонную летнюю работу. Вторая группа — это дети, которые отправляются вместе с родителями за рубеж, учатся там некоторое время и возвращаются. Третья группа — это те, кому необходимы документы на выезд из страны».
По мнению доц. Кабакчиевой, болгарские служащие в сфере образования, видимо, страдают «документным фетишизмом», потому что для того, чтобы вернуться в болгарскую классную комнату, ученику необходимы, по меньшей мере, 7 документов. По этой причине детей записывают на второй год в том же классе, что демотивирует их. Исследование проводилось в двух городах — Благоевград и Шумен, где сами семьи поделились проблемами, с которыми они сталкиваются. Чаще всего, болгары отправляются на заработки в Грецию, Кипр, Голландию и Испанию. Есть и такие, которые мигрируют зимой, в результате чего дети упускают материал в середине учебного года. Доц. Кабакчиева, согласно результатам исследования, рекомендует, чтобы учебные программы не были настолько «локальными» и «националистически сориентированными», так как дети, которые возвращаются, проверяются не в отношении общих знаний, а конкретно по болгарскому языку, истории и географии.