Не дав ни одного голоса России на «Евровидении», мы показали, что не являемся постсоветской страной, не кланяемся бывшему господину и что мы умеем распознавать пропаганду.
Такие мысли звучали в понедельник вечером на дискуссии, организованной в Вильнюсе Литовским союзом социал-демократической молодежи, во время которой обсуждалось, можно ли отделять искусство от политики.
По словам члена комиссии, продюсера Лаураса Лучюнаса, уделившего России последнее место, хотелось бы, чтобы поднялся шум, почему Россия нам не дала баллов. «Молодые люди не привыкли кланяться, особенно бывшему господину. Люди постоянно думают, что надо делать так, как другие, а в этом случае мнение большинства членов комиссии было не такое», — сказал о своем решении Лучюнас.
Лучюнас в шутку сказал, что после голосования не было серьезных угроз — только об удалении частей тела, их помещении в другие части тела. После конкурса был переполнен почтовый ящик, профиль в сети Facebook продюсера, но такие угрозы он не считает серьезными.
Россия претензий не предъявляла
Продюсера Мартинаса Тилу не удивило, что Литва не дала России ни одного балла. Ему самому понравилась и песня, и исполнительница, но слишком ярко выраженные эмоции певицы, впечатление, что она вот-вот заплачет, «убили все». По его словам, ему было жаль Гагарину — песня неплохая, прекрасный голос.
«Лаурас на сто процентов прав — он не должен был ни перед кем кланяться, руководствоваться какими-то привычками — каждый оценивает в соответствии со своим вкусом, согласно тому, какую музыку слушает. (…) Я очень рад, что (…) Россия поняла, что мы уже не являемся постсоветской страной. Мне так кажется», — сказал продюсер.
Он рассказал, что, когда литовцы не дали ни одного голоса России, глава шведской делегации повернулся к литовцам, поднял большие пальцы рук, посылал поцелуи. Между тем, сама российская исполнительница не плакала, улыбалась, а российская делегация позднее не предъявляла Литве претензий.
Каткус: это особый цинизм
Эксперт по стратегической коммуникации Миколас Каткус сказал, что выступление по своей символике, тексту, похожести на Мерлин Монро, обостряющемуся поиску справедливости и единства не является случайностью. «Это очень хорошо продуманная акция, и, если учитывать, что нынешний Кремль, по сути, является очень большим агентством по связам с общественностью, можно только предположить, сколько усилий было вложено», — сказал Каткус.
По его словам, можно себе представить, как победа на «Евровидении» повлияла бы на несомненно больную страну.
«Как мы должны реагировать на такие явления, как мы должны реагировать на то, что Россия использует искусство, начиная с Большого театра и классической музыки, и заканчивая популярной музыкой, для пропаганды своей культуры и нынешних ценностей — это личный выбор каждого. Я считаю, что Литва, игнорируя, с политической точки зрения поступила хорошо», — сказал Каткус. Он обратил внимание на символику, использованную в выступлении российской исполнительницы.
«Что это значит — выпустить девушку в белом, которая всему миру поет о мире в то время, когда российская армия душит другую страну. Это требует особого цинизма (…). За профессионализм 10, за мораль — 1», — сказал Каткус. По его словам, мы показали, что распознаем пропаганду.