Спрос на художников, которых когда-то советский диктатор прославлял как «инженеров человеческих душ», никогда еще не был таким большим, и частично это объясняется возрождением патриотизма и приступами ностальгии в России, оказавшейся в условиях самой жесткой геополитической конфронтации с момента окончания холодной войны из-за конфликта на Украине.
Транспортный магнат Андрей Филатов, собравший одну из крупнейших коллекций этого стиля, говорит, что произведения советского революционного романтизма могут принести значительно большую прибыль, чем такие мастера, как Пабло Пикассо или Поль Гоген. 43-летний Филатов утверждает, что некоторые его инвестиции выросли в два раза за год, а общая стоимость его коллекции уже увеличилась до полумиллиарда долларов.
«Это наиболее прибыльные инвестиции, которые только можно себе представить», — отметил Филатов в интервью в Лондоне, где он недавно проводил выставку работ периода Второй мировой войны в галерее Saatchi, на которой также был выставлен портрет Сталина 1940 года. Советская живопись, которую сейчас можно приобрести за один миллион долларов на фоне первой в России рецессии за последние шесть лет, может принести «десятикратный» доход, отметил Филатов.
Продажи на проводимых два раза в год аукционах русского искусства в Лондоне, которые привлекают многочисленных российских участников, находятся на самом высоком уровне с 2008 года. В том году авангардное произведения Казимира Малевича ушло с молотка за 60 миллионов долларов на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке — и это была рекордная цена для произведения русского искусства.
Рекордные цены
Аукционные дома Christie’s, Sotheby’s и специализирующийся на русском искусстве аукционный дом MacDougall’s, которые вместе в прошлом году продали произведения русского искусства на 95 миллионов фунтов (146 миллионов долларов), начинают в понедельник свой очередной раунд торгов, и первым стартует аукционный дом Christie’s.
Повсюду на планете устанавливаются новые рекорды в мире искусства, поскольку инвесторы становятся все богаче. По данным индекса миллиардеров компании Bloomberg (Bloomberg Billionaires Index), по состоянию на 27 мая первые 400 миллиардеров в списке добавили к своим состояниям за год 275 миллиардов долларов и увеличили таким образом свои активы до 4,3 триллиона долларов. 20 самых богатых россиян добились даже больших результатов — они увеличили свои активы на 15% и довели свое состояние до 210 миллиардов долларов.
Одна работа Пикассо была куплена 11 мая анонимным участником торгов за 179,4 миллиона долларов — это самая высокая цена за живописное произведение, проданное на аукционах. Как говорят, за три месяца до этого полотно Гогена сменило своего владельца за рекордные 300 миллионов долларов в ходе закрытых частных торгов.
Все сложнее найти произведения русского искусства 19-го века и начала 20-го века, поэтому все больше богатых людей обращаются к произведениям социалистического реализма не только по причинам коммерческого характера, считает Кристина Краснянская (Christina Krasnyanskaya), владелец московской галереи «Эритаж», специализирующейся на советском искусстве и дизайне.
Советская «ностальгия»
«Советское искусство оставалось забытым в течение многих лет, — отметила Краснянская. — Теперь отмечается повышение интереса к советскому искусству из-за ностальгии».
Поскольку пока еще ни одно произведение социалистического реализма не было продано дороже 5 миллионов долларов, этот рынок имеет огромные «перспективы» в течение ближайших одного-двух десятилетий, подчеркнул Юрий Тюхтин, владелец аукционного дома «Совком» в Москве.
По крайней мере один американский коллекционер — Рэй Джонсон (Ray Johnson) — оказался в этом отношении впереди всех. В 1989 году, за два года до окончания холодной войны и развала Советского Союза, Джонсон направил в Москву команду историков и консультантов для поиска советских шедевров. В настоящее время он владеет самой большой коллекцией произведений социалистического реализма за пределами бывшего Советского Союза, а находится она, по данным собственного сайта, в музее в Миннеаполисе.
Филатов, состояние которого, по данным индекса Bloomberg Billionaires Index, составляет не менее 500 миллионов долларов, сообщил о том, что он собирается открыть свой собственный музей в Лондоне или в каком-нибудь другом крупном городе для привлечения интереса к малоизвестным русским мастерам.
Возвеличенный пролетариат
Этот российский инвестор владеет акциями железнодорожного грузоперевозчика Globaltrans Investment Plc, портового оператора Global Ports Investments Plc, а также возглавляет Российскую шахматную федерацию — это еще одно его хобби.
По своей способности находить произведения искусства, возвеличивающие пролетариат, он, возможно, уступает только банкиру Алексею Ананьеву, который открыл свой собственный музей в Москве в 2011 году, где представлены около 500 его приобретений.
«Это шедевры мирового искусства, а не просто банкноты, которые печатаются каждый день», — сказал российский миллиардер Фархад Ахмедов, в коллекции которого около 150 работ социалистического реализма, а в прошлом месяце он приобрел полотно абстрактного экспрессиониста Марка Ротко (Mark Rothko) за 46,5 миллиона долларов. «В этих произведениях отражена советская эпоха, в которой я вырос, и которая уже никогда не повторится», — добавил он.
Сталинское искусство отделяет огромная дистанция от авангарда, возникшего еще до большевистской революции 1917 года. Его представителями являются наиболее известные русские художники, в том числе Малевич, Михаил Ларионов и Наталья Гончарова.
Главным первопроходцем этого движения — сегодня это наиболее продаваемый художник — был Александр Дейнека. Изображавшиеся им мускулистые женские и мужские тела спортсменов воплощали собой динамичный советский идеал. Юрий Пименов, еще один художник того периода, известен своими сюжетами, героями которых является «человек в городе», а также «счастливые и вежливые» москвичи — так его представляет «Третьяковская галерея» в российской столице.
«Очень дешево»
В начале 1990-х годов работы Дейнеки или Пименова можно было приобрести за сумму от 5 тысяч долларов до 50 тысяч долларов, а художников постсталинского периода — за сумму от тысячи долларов до 10 тысячи долларов, отметил Тюхтин, владелец галереи «Совком». Цены стали быстро расти во время поддержанного нефтью экономического бума, сопровождавшего приход Путина к власти в 2000 году, а сегодня эти произведения могут быть проданы за несколько миллионов долларов каждое, добавил он.
Но даже эти цены «представляются очень дешевыми» в сравнении с другими мировыми именами, сказала Кэтрин Макдугалл (Catherine MacDougall), директор аукционного дома MacDougall’s.
Особенно сложно сегодня найти в частных собраниях произведения Дейнеки и Пименова, а это означает, что ведется поиск других авторов, считает Сара Мэнсфилд (Sarah Mansfield), глава отдела русского искусства аукционного дома Christie’s.
«Мусорное» искусство
Произведения Виктора Попкова, который работал в так называемом суровом стиле, появившемся после смерти Сталина в 1953 году, все чаще стали появляться на торгах, отметила Мэнсфилд. Одна работа этого сурового периода кисти Георгия Нисского установила рекорд для послевоенного времени — в июле прошлого года она была продана за 1,76 миллиона фунтов стерлингов, что более чем в два раза превысило предварительную оценку.
Однако советский реализм отличает от других русских стилей «элемент непредсказуемости», — подчеркивает Фрэнсис Эсквит (Frances Asquith), глава отдела русского искусства аукционного дома Sotheby’s.
«Тот образ, который вам на самом деле понравился, нередко привлекает внимание и более широкого круга коллекционеров, — сказал Эсквит. — Именно это и поднимает цены на торгах».
Однако с этим мнением не все согласны.
Джеймс Баттервик (James Butterwick), лондонский дилер, специализирующийся на России, называет социалистический реализм «мусором», к произведениям которого ни один серьезный коллекционер в любой стране не прикоснется «даже лодочным багром».
Лучшим вкладом России в искусство остаются художники авангарда, которые были «настоящими революционными героями», — отметил Айвор Брака (Ivor Braka), лондонский дилер, занимающийся, в основном, импрессионистами и современными европейскими художниками.
«Но кто может сказать, что именно люди готовы купить? — спросил Брака. — Я не утверждаю, что искусство социалистического реализма не начнет в какой-то момент приносить абсолютно баснословное количество денег».