Быть может, вы о нем не слышали, но Владимиру Путину он прекрасно известен. Президенту Европейского экономического и социального комитета (ЕЭСК) Анри Малоссу запретили въезд на территорию России. Он стал одним из четырех французов, которые фигурируют в списке из 89 человек.
Послужной список трех остальных всем прекрасно известен: это глава фракции социалистов в национальном собрании Брюно Ле Ру, турист-активист в рубашке с длинными рукавами Бернар-Анри Леви, европейский активист Даниэль Кон-Бендит. На их фоне президент Европейского экономического и социального совета (этот консультативный орган занимается социальным диалогом европейских институтов) выглядит блекло. Тем не менее, за последние месяцы его поступки вызвали нешуточное раздражение президента Российской Федерации.
Противодействие советскому влиянию
Хотя 29 мая Анри Малосс ощущал «гордость» по поводу того, что попал в российский список персон нон грата, затем он изменил свое мнение.
«Я не рад тому, что оказался в «черном списке» Кремля: это тревожный признак ущемления свобод», — написал он в Twitter 31 мая.
В появившейся на сайте его организации статье он посетовал на сложившуюся ситуацию и попытался объяснить произошедшее:
«Я — единственный действующий президент европейского института, против которого ввели такие меры. И разве случайность, что под прицелом оказался именно наш институт, представляющий гражданское общество?
Зимой 2013-2014 годов я действительно провел несколько акций в поддержку украинского гражданского движения во имя европейского гражданского общества. Я дважды брал слово на Майдане и говорил о европейских ценностях, борьбе с коррупцией и необходимости прозрачности в общественной жизни».
60-летнего корсиканца, который ведет борьбу за европейский малый бизнес, многое объединяет с Восточной Европой, в том числе и культура (он владеет польским и русским). В 1976 году, когда ему было всего 22 года и он заканчивал учебу в парижском Институте политических исследований, он познакомился в Гданьске с польским профсоюзным активистом Лехом Валенсой. Годы спустя Валенса стал первым президентом посткоммунистической Польши, но уже тогда боролся с находившимся под советским влиянием правительством Ярузельского. Такая встреча определенно не сыграла на руку Малоссу в глазах Владимира Путина.
«Международный бандитизм»
Как бы то ни было, главной причиной всему стал украинский кризис. Анри Малосс не только побывал на Майдане (сосредоточие антироссийского движения в Киеве), но и неоднократно гневно высказывался о действиях России на востоке страны.
«Вступление российской армии в Крым может рассматриваться лишь как фактическая аннексия, — написал он 3 марта 2014 года. — Поэтому мы осуждаем это военное вмешательство, которое представляет собой акт международного бандитизма».
Эта позиция принесла ему орден Святого Владимира, который вручил ему в апреле патриарх Украинской православной церкви Филарет за «поддержку христианских и демократических ценностей в Европе и мире, Украины в ее возращении в европейскую семью, двустороннего сотрудничества между европейскими институтами и Киевским патриархом». Сам Филарет был отлучен от церкви в 1997 году Московским патриархатом и не пользуется особой любовью в России.
Наконец, Анри Малосс активно критиковал российскую власть, в том числе за ее внутреннюю политику. 27 мая, то есть за два дня до появления черного списка, он выразил «обеспокоенность членов ЕЭСК по поводу принятого в России нового закона, который ограничивает свободу ассоциаций и движений». По его словам, «это закон стал продолжением того давления, которое за последние годы обрушилось на организации, в частности те, что занимаются защитой окружающей среды и прав человека».
То есть, хотя Анри Малосс — далеко не самый известный из тех, кого больше не пустят на территорию России, он явно не кажется незначительным Владимиру Путину.