Москва — Для России важно принимать участие в проекте «Великого шелкового пути». Об этом корреспонденту Синьхуа рассказал замдиректора Института Дальнейго Востока РАН Андрей Островский.
По мнению эксперта, чтобы сотрудничество в рамках сопряжения проектов ЕАЭС и «экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь 21-го века» — «один пояс, один путь» — активно развивалось, прежде всего надо создать инфраструктуру в таких сферах, как транспорт, финансы и телекоммуникации.
«Первый шаг — это строительство высокоскоростной железной дороги Москва-Казань. Сначала должны быть созданы автомобильные дороги, система телекоммуникаций, аэропорты, затем — зоны для развития бизнеса по маршруту. И не только в России, но и в Казахстане и странах, по которым будет пролегать Великий шелковый путь. Развитие «экономического пояса Шелкового пути» позволит создать необходимую инфраструктуру и развивать промышленное производство. Главное — чтобы Россия вошла в зону «один пояс, один путь», — отмечает Островский.
Говоря о проблемах российско-китайских отношений, заместитель директора ИДВ РАН отметил недостаточно развитое инвестиционное сотрудничество. Напомнив, что в Россию за прошлый год Китаем было инвестировано 1 млрд долларов (менее 1%), Островский считает, что России и Китаю необходимо развивать совместные проекты. «Сейчас КНР и РФ осуществляют простую торговлю, именно поэтому за первые четыре месяца этого года в новых условиях развития мировой экономики произошел резкий спад активности в торгово-экономической сфере между странами», — отмечает эксперт.
Замдиректора ИДВ РАН считает, что переломить ситуацию можно, развивая инфраструктуру, инвестиционное сотрудничество, кредитование, страхование сделок, предоставляя гарантии иностранным инвесторам, обеспечивая необходимой информацией о Китае и сопредельных странах. «Значительная часть российского бизнеса, выходя на китайский рынок, не имеет представления об экономической ситуации в КНР. Большинство до сих пор считает Китай бедной страной, обеспечивающей высокие темпы роста благодаря дешевой рабочей силе. А это не так», — констатирует эксперт, добавляя, что разъяснять действительное положение вещей в экономике Китая должны специалисты. В качестве нескольких примеров достижений китайской промышленности эксперт приводит высокоскоростные железные дороги, а также передачу электроэнергии на линию ультравысокого напряжения, которая позволяет существенно экономить при переброске электроэнергии. «И много можно привести таких примеров. Я уже не говорю о том, что в Китае доля возобновляемых источников энергии уже превышает 12%, что обеспечивает КНР лидерство в мире по данному показателю. Вот о чем надо говорить. О реальных достижениях Китая», — добавляет эксперт.
Китайскую угрозу России А. Островский считает «неправильной точкой зрения». «Это 32 соглашения, подписанных 8 мая, взаимовыгодные проекты. Тем более, что у России сегодня в условиях западных санкций основной партнер, на которого следует опираться, — Китай. Россия находится одновременно и на востоке и на западе, в этом ее преимущество», — отмечает замдиректора ИДВ РАН.
По его словам, если по России будут ходить высокоскоростные грузовые и пассажирские поезда, поменяется логистика экономик и Казахстана, и России, и Беларуси, и Китая. Когда грузопоток увеличится, вырастет и объем внешней торговли: как с соседними странами, так и со странами Евросоюза.
Эксперт уверен, что положительный результат от проектов «будет заметен так скоро, как скоро мы начнем работать». По словам А. Островского, стоит прислушаться к китайской пословице, которая гласит: «Дорога в 10 тысяч ли начинается с первого шага». «Этот шаг — маленький участок /Москва-Казань/ большой железной дороги Москва-Пекин», — считает Островский. «Несмотря на то, что такой проект требует времени, не менее 20 лет, следует начинать с малого и все получится», — отмечает замдиректора ИДВ РАН Андрей Островский.