Всего восемь месяцев тому назад бывший президент Грузии Михаил Саакашвили изнывал в Бруклине, готовя «триумфальное возвращение» на родину, как написала New York Times. Но с прошлых выходных он уже является гражданином Украины и губернатором Одесской области, находящейся на юго-западе страны. Его назначение — попытка украинского президента Петра Порошенко доказать, что реформы в стране возможны. А может, это часть замысла сделать Саакашвили премьер-министром взамен союзника Порошенко поневоле Арсения Яценюка.
В Грузии Саакашвили находится в розыске, поскольку его обвиняют в совершении целого ряда преступлений, в том числе, в том, что он потратил 11 тысяч долларов государственных денег на инъекции ботокса и применил чрезмерную силу при разгоне антиправительственной демонстрации в 2007 году. Хотя экс-президент назвал обвинения фарсом, а Госдепартамент США намекает, что это «политическое возмездие», шансов на возвращение домой у Саакашвили очень мало. Грузинская правящая коалиция, победившая сторонников Саакашвили на выборах в 2013 году, является самой популярной политической силой в стране. По данным опроса, проведенного недавно Национальным демократическим институтом (National Democratic Institute), сегодня за партию Саакашвили проголосовали бы всего 16% грузин.
Экс-президент во время пребывания в США создал аналитический центр, выступал с платными речами и, видимо, помышлял об академической карьере. Но потом подвернулся вариант получше. Его помощь понадобилась Порошенко.
Украинский президент восхищается теми масштабными экономическими и политическими реформами, которые были проведены в Грузии после прихода Саакашвили к власти в 2004 году. Они дали быстрый и очень эффектный результат: почти полная ликвидация коррупции в низовом звене и стремительное сокращение государственного регулирования экономики, благодаря чему Грузия вошла в первую двадцатку стран по простоте ведения бизнеса (оценка Всемирного банка). Затем последовал быстрый экономический рост, хотя уровень, с которого он начался, был настолько низок, что Грузия до сих пор является очень бедной страной. Объем производства на душу населения и паритет покупательской способности там примерно такой же, как в Свазиленде и Сальвадоре. Реформы Саакашвили наверняка предотвратили развал Грузии как государства.
В последние месяцы администрация Порошенко набрала немало грузин из команды Саакашвили, надеясь, что они совершат похожее чудо. Грузин стал министром здравоохранения Украины, грузины заняли несколько должностей заместителей министров. Но завербовать Саакашвили Порошенко вначале не удавалось. Бывший президент отказался от поста заместителя премьер-министра, затем не захотел участвовать в конкурсе на должность главы антикоррупционного бюро. Всякий раз он объяснял это нежеланием терять грузинское гражданство. Но он согласился на внештатной основе встать во главе украинского совета по экономическим реформам. «Я действительно не хотел принимать участие в украинской политике. Я ее не понимаю, и это не мой стиль, — объяснил Саакашвили в своем апрельском интервью. — Там всегда есть некий подтекст, некая подковерная игра. А я люблю ясность, ненавижу интриги, всю эту двуличную византийскую чепуху».
И вдруг он оказался прямо в самом центре этой византийской интриганской политики Украины. Он сменяет на посту протеже миллиардера Игоря Коломойского, который вел с Порошенко драку за государственную собственность, а теперь является одним из самых сильных оппонентов президента. Саакашвили согласился на роль доверенного лица Порошенко в одной из самых богатых, но чрезвычайно коррумпированных областей, где находится самый крупный на Украине морской порт и курортный город. Одесская область также граничит с Приднестровьем, которое является зоной замороженного конфликта с Молдавией, и где российский воинский контингент охраняет огромный арсенал оружия советской эпохи.
Почему он согласился на непростую губернаторскую должность, отвергнув более высокие посты? «Уже очень популярна версия в кулуарах, что следующим пунктом назначения у него может быть даже пост премьер-министра», — рассказал «Интерфаксу-Украина» киевский политолог Владимир Фесенко. Сам Саакашвили это отрицает, заявляя, что добившись успеха в Одессе, он намерен вернуться в Грузию. Однако грузинский экс-президент — человек амбициозный, а Порошенко нужно больше единства наверху, потому что ему уже пора показывать, как меняется страна.
Работавшая в прошлом месяце в Киеве миссия Международного валютного фонда уехала, отметив приверженность правительства программе реформ, и вместе с тем подчеркнув, что утрата значительной части промышленного потенциала Украины, который сосредоточен на востоке, стала более серьезной проблемой, чем ожидалось. МВФ прогнозирует на этот год 9%-ный спад национальной экономики, и это более пессимистическая оценка, чем у Bloomberg, который предсказывает сокращение в 6,75%. Однако в первом квартале объем производства в стране упал на целых 17,6%, а инфляция в апреле достигла 61% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Правительство заявляет, что собрало больше налогов, чем в прошлом году, но в основном такой показатель достигнут за счет девальвации гривны. Если сделать поправку на инфляцию, станет понятно, что доходы снижаются. Единственная причина, по которой Украина еще не обанкротилась, это иностранные займы, ставшие для нее главной подпоркой. Чтобы не дать Украине умереть, МВФ в этом месяце придется передать ей очередной транш помощи на пять миллиардов долларов. И это несмотря на то, что Киев так и не смог пока достичь договоренности с частными кредиторами, которые не желают нести убытки по номинальной стоимости государственного долга.
Вряд ли это можно назвать впечатляющим результатом первого года Порошенко на посту президента, особенно в связи с тем, что конфликт на востоке продолжается, и конца ему не видно.
Как сказал мне в этом году глава президентской администрации Борис Ложкин, Порошенко нужен "турбонадув" в его усилиях, если он планирует остаться на второй срок.
Существует вражда между Порошенко и Яценюком, который удержался на премьерском посту, когда его партия совершенно неожиданно показала хорошие результаты на октябрьских парламентских выборах. Члены президентской команды часто обвиняют Яценюка в том, что он тормозит реформы. В то же время, некоторые иностранные реформаторы, назначенные Порошенко в кабинет министров, жаловались мне, что на Украине нет той железной политической воли, которая существовала в Грузии во времена Саакашвили. А это значит, что необходимые перемены пробуксовывают.
Дать Саакашвили возможность осуществить в Одессе некоторые яркие и привлекающие внимание антикоррупционные действия, чтобы подготовить его к должности Яценюка, это рискованная стратегия для Порошенко, которая, тем не менее, может принести богатые плоды. Бывший грузинский президент является мощным раздражителем для России, которая в 2008 году вела с ним победоносную войну, закрепив выход из состава Грузии ее регионов Абхазии и Южной Осетии. «В город приехал цирк. Бедная Украина», — так российский премьер-министр Дмитрий Медведев прокомментировал в Твиттере назначение Саакашвили.
Но Порошенко знает, что может потерять хорошую возможность, если не пойдет ва-банк. От него следует ждать новых необычных ходов, так как он стремится восстановить импульс силы и ищет битвы, в которых может победить.