Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Крен в сторону Запада

Крен в сторону Запада, а ведь до сих пор Сербия ориентировалась на Россию. Кажется, теперь сербское правительство поворачивается к США.

© AP Photo / Darko VojinovicСербские солдаты разворачивают российских флаг во время совместных с Россией антитеррористических учений
Сербские солдаты разворачивают российских флаг во время совместных с Россией антитеррористических учений
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Белом доме оперативно отреагировали на прозвучавшее в апреле заявление Белграда о намерении присутствовать 9 мая на параде Победы в Москве. Вице-президент США Джо Байден пригласил на встречу главу правительства Сербии Александра Вучича. И во время встречи, которая состоится на этой неделе в Вашингтоне, Байден намерен убедить Вучича ослабить связи с Россией.

Вторая по значимости персона в Белом доме быстро приняла решение. Не успела Сербия подтвердить в апреле присутствие Белграда на военном Параде победы в Москве, которому западные страны объявили бойкот, как вице-президент США Джо Байден (Joe Biden) пригласил на беседу главу правительства Сербии Александра Вучича (Aleksandar Vučić). Во время встречи, которая состоится на этой неделе в Вашингтоне, Байден намерен убедить Вучича ослабить связи с Россией.

На первый взгляд кажется, что это бесперспективное дело: в конце концов, Сербия считается государством, входящим в клиентуру России, президент Томислав Николич (Tomislav Nikolić) расхваливает российского президента Владимира Путина; Сербия — кандидат на вступление в ЕС — отказывается поддержать санкции, введенные Евросоюзом против России. Кроме того, многие сербы недолюбливают Соединенные Штаты уже потому, что они как ключевая страна НАТО прибегли в 1999 году к масштабным бомбардировкам и вынудили Сербию прекратить войну в Косово.

С другой стороны, у Сербии определенно есть причина уменьшить силу связей с Москвой: несмотря на братскую риторику, Белград не имеет никаких привилегий. Еще до того, как в российской экономике начался кризис на фоне низких цен на нефть и западных санкций, в большинстве случаев Путин отклонял просьбы Белграда о крупных кредитах и другой экономической поддержке. А Сербия покрывает 80% потребности в энергии за счет поставок российского природного газа и платит за него, согласно аналитической службе Stratfor, высокую цену: 340 долларов за 1000 кубических метров. Соседняя Венгрия, например, платит Москве только 260 долларов.

Таким образом, премьер-министр Вучич заинтересован не только в принятии Сербии в ЕС, но и в улучшении отношений с Вашингтоном. ВВице-президент Байден открыто выступает прежде всего за то, чтобы создать противовес России, в том числе на Балканах, после войны, развязанной ею на Украине. Высокопоставленные американские политики совершают визиты в Румынию, а также в Болгарию, которая наряду с Сербией традиционно поддерживает тесные связи с Россией. Теперь благосклонности Сербии добиваются и США, и Россия.

После того, как стало известно, что Байден пригласил Вучича, сначала в Белград прибыла Валентина Матвиенко, доверенное лицо Путина и председатель Совета Федерации, а позже, 15 мая, — глава МИД России Сергей Лавров. Однако попытка перетянуть Сербию на сторону России, очевидно, провалилась. Возможно, это произошло потому, что Москва немного может предложить Сербии, так как сама — на мели. Вашингтон, напротив, совместно с ЕС может привлечь внимание Белграда к проекту Трансадриатического газопровода не только с помощью красивых слов. Этот проект рассчитан на то, чтобы в конкуренции с российскими трубопроводами, начиная с 2020 года, транспортировать природный газ из Азербайджана в Турцию и далее в юго-восточную Европу. Присоединение к газопроводу обойдется Сербии очень дорого. Но Еврокомиссия предусмотрела на ее целевое финансирование 1,5 миллиарда евро до 2020 года; возможны также энергетические проекты.

«Нам нужно значительное количество денег из фондов Евросоюза, и тогда вы заметите улыбку на наших лицах», — уверял Вучич на экономической конференции накануне визита в США. На той же конференции 28 мая он заявил о том, что его страна «готова диверсифицировать источники поставок природного газа, что очень важно для наших американских друзей».

29 мая Сербия и США подписали в Белграде соглашение о воздушном сообщении, согласно которому в начале 2016 года начнутся первые за 25 лет прямые полеты в США. В день подписания документа Вучич расхваливал посла США в Сербии Майкла Кирби (Michael Kirkby) как «большого друга Сербии» — примечательная похвала, тем более что в других обстоятельствах американский дипломат не скупится на критику сербской политики.

Сербское правительство заинтересовано в прекрасных отношениях с Вашингтоном не только из-за вопросов, связанных с газопроводом или возобновлением прямых полетов. Сербия испытывает огромную нехватку денег: экономика переживает кризис, Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует рост безработицы на 22% к концу 2016 года. Стране нужны деньги и — ввиду отсутствия собственной конкурентоспособной экономики — иностранные инвестиции. Еще в ноябре Белград подписал соглашение с МВФ, которое обязывает Сербию провести масштабные реформы в обмен на гарантию кредита.

Вучич встретится в Вашингтоне не только с вице-президентом Байденом, сенатором Джоном Маккейном (John McCain) и заместителем госсекретаря США Викторией Нуланд (Victoria Nuland), но и с представителями крупных американских компаний, в том числе General Electric. Помимо этого, в четверг Вучич выступит в Университете Джонса Хопкинса. Тема его речи: «Сербия и ее стратегические возможности выбора».

Сербия может не спешить с принятием решений. Уже скоро в Белград прибудет очередной высокопоставленный гость. Дипломаты подтвердили в беседе с Süddeutsche Zeitung, что в начале июля канцлер Германии Ангела Меркель нанесет визит, помимо Сербии, в Албанию, Боснию и Герцеговину.