«Вместо того, чтобы играть вместе с НАТО в войну в Северной Европе, шведскому правительству следовало бы работать на благо разрядки напряженности между блоками великих держав. В этой работе можно черпать вдохновение у Улофа Пальме», — пишет Свен Хирдман.
Во время холодной войны, несмотря на все ее потенциальные военные риски, Балтика была регионом низкой напряженности.
Сейчас, когда точки конфронтационного соприкосновения блоков великих держав сблизились, она внезапно стала регионом высокой напряженности. Положение Швеции стало более уязвимым.
В период президентства Ельцина в 1990-х годах Россия сократила свое военное присутствие в Западном военном округе на 80%. С тех пор Россия укрепляет свои вооруженные силы и проводит крупные учения на Балтике.
Главным изменением в сфере политики безопасности, однако, являются возросшие присутствие и деятельность НАТО в нашем регионе. Теперь, когда Дания, Германия, Польша и прибалтийские государства состоят в НАТО, Балтика становится внутренним морем альянса.
Натовские учения беспрестанно проводятся в нашем регионе и над шведской территорией при активном участии Швеции. Важнейший элемент — мощное американское участие как в воздухе, так и на море, что едва ли имело место в годы холодной войны.
Страх соприкосновения с НАТО у Швеции пропал, теперь шведские подразделения участвуют и в маневрах на Балтике, и в масштабных учениях «Балтопс» и «Арктик Челлендж».
Сторонники такой деятельности утверждают, что растущая активность НАТО в Северной Европе — это защитная реакция на агрессию России в отношении Украины и угрожающие намерения в отношении членов ЕС и НАТО.
Это неверное восприятие. Российско-украинский конфликт уходит корнями в распад СССР. Не существует никаких объективных причин для того, чтобы Россия всерьез рассматривала возможность агрессивных действий в отношении ЕС или НАТО.
Вместе с тем мы наблюдаем большую напряженность между, с одной стороны, националистической Россией, которая восстановила свою военную мощь и чувствует себя окруженной расширяющейся НАТО (той самой НАТО, которая еще в марте 2014 г. объявила Россию враждебным государством) и, с другой стороны, США, которые ввели жесткие антироссийские санкции в надежде лично президента страны на разрушение российской экономики.
Это привело к выступлениям на Балтике по принципу «око за око», в том числе с использованием военных средств, где каждая сторона заранее видит в другой только недобрые намерения и провокации.
В данной ситуации Швеции следовало бы вести себя более сдержанно.
Национальная политика в сфере безопасности рассчитана на удержание Швеции от войны и на содействие по мере возможности миру и разрядке в окружающем нас мире. Нападение великой державы на Швецию, независимо от того, остаемся ли мы внеблоковой страной или состоим в НАТО, было бы полной катастрофой.
На этом фоне действия правительства — и особенно все его заявления — выглядят непоследовательными. С одной стороны, официально говорится, что мы не будем добиваться членства в НАТО и стремимся остаться совместно с Финляндией свободной зоной между блоками великих держав.
С другой стороны, вооруженные силы страны с одобрения правительства с большим энтузиазмом участвуют в военных учениях НАТО и США в Северной Европе в рамках подготовки к возможной войне в Россией. Это происходит при поддержке толпы писак наших крупных утренних газет, а также ряда молодых военных и аналитиков в сфере обороны, главная цель которых — втянуть Швецию в НАТО.
Тем самым они игнорируют то, что вступление Швеции и Финляндии в НАТО:
1. Несомненно, повысило бы в мирное время напряженность в сфере политики безопасности на Балтике.
2. Привело бы к тому, что в случае войны между Россией и НАТО в Европе мы были бы непосредственным образом вовлечены в конфликт.
Согласно исследованию так называемый «Трансатлэнтик Трендс», проведенному летом 2014 году, общественное мнение в Швеции, по сравнению с другими западными государствами, настроено к России наиболее негативно.
Наша традиционная линия, построенная на том, что шведская политика в сфере безопасности не должна давать повод — России для опасений, а США для ожиданий, — что мы войдем в НАТО, выброшена на свалку истории.
Прежняя осторожность, которую демонстрировали правительства Ханссона и Эрландера в отношении значительно более серьезных угроз Швеции в сфере политики безопасности, исчезла.
Восприятие внешней политики и политики безопасности Швеции не только со стороны России, но и мирового сообщества кардинально изменилось, причем не в лучшую сторону.
Вместо того, чтобы играть вместе с НАТО в войну в Северной Европе, шведскому правительству следовало бы работать на благо разрядки напряженности между блоками великих держав.
В этой работе можно черпать вдохновение у Улофа Пальме.