После присоединения Крыма к России и заявленной ею поддержки русских сепаратистов на востоке Украины на военном сотрудничестве Москвы с европейскими государствами пришлись поставить крест. Данное партнерство состояло не только в импорте Россией военной техники из Европы, включая нашумевшие закупки у Франции кораблей «Мистраль». Оно также включало массу других проектов, которым и посвящена настоящая статья.
Отношения с Италией: Сухой Суперджет и производство военных машин
Пассажирские самолеты производства авиакомпании «Сухой», именуемые Сухой Суперджет, конструировались и продавались при сотрудничестве с итальянским холдингом Finmeccanica. Кроме того, итальянская компания Fiat заключила контракт на ежегодное производство в России 120 тысяч джипов. Итальянский гигант по производству грузового транспорта Iveco также подписал соглашения с российским «Камазом» на предмет выпуска грузовиков, а с «Оборонсервисом» — на производство бронированных машин Lynx. Украинский кризис положил конец всем этим проектам, столь выгодным для обеих сторон.
Отношения с Францией: бронетранспортер «Атом» и электронные системы компании Thales
Первоначально заказ России на приобретение двух вертолетоносцев «Мистраль» с их переименованием во «Владивосток» и «Севастополь» вызвал большое воодушевление у Франции. Стороны договорились о продаже двух кораблей за 720 и 650 миллионов евро соответственно. Однако, как и остальные, эти контракты пришлось аннулировать. Колесный бронетранспортер «Атом» был спроектирован в России при сотрудничестве с предприятием Renault на базе французского аналога VBCI. Первый образец «Атома» был продемонстрирован в ходе выставки российского вооружения, которая состоялась в 2013 году в Нижнем Тагиле. Однако прекращение военного сотрудничества с Россией поставило крест и на проекте «Атом», потому как основная технологическая часть производства этого бронетранспортера осуществлялась французской стороной.
Помимо этого, на своем Уральском оптико-механическом заводе Россия по лицензии производила сконструированные французской промышленной группой Thales подвесные бортовые контейнеры с лазерным целеуказателем «Дамоклес» (для наведения авиационного оружия на наземные цели), которые затем устанавливались на российские истребители Су-24, Су-34, Су-27 и Су-30. Прекращение военного сотрудничества с Францией лишило российскую сторону технической поддержки в производстве и данного вида продукции. К примеру, в прошлом самым ярким образцом использования уникальных французских технологий в российском самолетостроении был истребитель Су-22М2. Модернизация этой машины представляла собой установку радара «Фантом» совместного производства французской промышленной группой Thomson-CSF (ныне Thales) и российского ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР», систем целенаведения, современных мониторов и абсолютно нового оборудования в кабине пилота.
Отношения с Германией: военно-транспортные корабли
Немецкая промышленность играла ключевую роль в предоставлении России технических разработок, запасных частей и двигателей для военной транспортной техники, включая грузовики, машины для перевозки личного состава, джипы и автобусы. Конечно, довольно широкий спектр продукции выпускает российский «Камаз», однако в значительной степени и он зависит от технической поддержки немецкого концерна Daimler-Benz в плане поставок двигателей для своих автомобилей.
В качестве еще одного примера можно привести сотрудничество с Rheinmetall в сфере строительства учебной базы для российских вооруженных сил, в котором каждый год по новейшим образовательным стандартам военного дела проходят обучение 30 тысяч военнослужащих России. Стоимость контракта на строительство этой базы составила 100 миллионов евро. Разумеется, германское правительство приостановило и реализацию этого проекта и весьма высока вероятность того, что в скором времени оно прекратит и поставки двигателей и оказание технической поддержки в плане производства грузовиков и любых других видов военной транспортной техники.
Отношения с Швецией: Volvo и поставки двигателей
Россия всегда удаляла большое внимание производству новых двигателей, надежных, качественных и с более оптимальными функциями. Помимо сотрудничества с немецким Daimler-Benz, итальянским Iveco и французским Renault, в свое время Россия также проявила интерес к установлению контактов со шведским Volvo. В частности, российскую сторону заинтересовали поставки двигателей для бронетранспортеров и танков. В итоге, было решено, что в этой сфере производители из России будут сотрудничать и с Renault, и с Volvo, при этом существовали планы в отношении продолжения партнерства со шведским концерном и в других областях. Однако с началом украинского кризиса все сотрудничество было приостановлено.
Итог: победители и проигравшие
С точки зрения руководства российской оборонной промышленности, санкции против их страны, конечно, представляют для них определенную угрозу, однако вместе с тем они открыли дополнительные возможности для местных производителей. К примеру, сложились условия для того, чтобы увеличить российское финансирование на исследовательскую работу и развитие имеющихся проектов ради реализации программы импортозамещения в оружейной сфере. Несмотря на то, что, по всей видимости, по качеству местная продукция будет уступать немецким, французским и итальянским аналогам, промышленность России в состоянии обеспечить всем необходимым собственные вооруженные силы и ее уверенность в своих силах отнюдь небезосновательна.
В качестве примера можно привести введение Украиной военных санкций против России. Программа модернизации российского вертолетного флота основывается на турбовальных двигателях, которые производит украинская предприятие «Мотор Сич». Однако после прекращения поставок этих моторов в Россию руководство ее оборонной промышленности обещало властям наладить производство отечественных образцов. Одним из интереснейших аспектов военного сотрудничества России со странами Западной Европы касается контрактов, заключенных между российскими вертолетостроительными предприятиями и французской компанией Turbomeca, занимающейся выпуском авиационных двигателей.
Согласно уже подписанным соглашениям, Turbomeca обязана поставить в Россию двигатели для вертолетов Ка-60 и Ка-226.
Планируется, что на службу российским вооруженным силам поступят 100 единиц модели Ка-60, к тому же заказ на эти вертолеты для гражданских нужд уже оформили Бразилия и Колумбия. Ка-226 в количестве 36 единиц уже находятся на вооружении российской армии и по договору с Индией планируется начать лицензионное производство этих машин числом более 200 единиц на ее территории.
Пока никаких сообщений о прекращении сотрудничества с Россией двигателестроительной компании Turbomeca не поступало. Однако даже если это произойдет, российская промышленность имеет достаточный потенциал, чтобы выполнить все взятые на себя обязательства по производству турбовальных двигателей, которые по конструкции гораздо проще, чем турбовентиляторные. В этом отношении в проигрыше останутся европейские промышленные компании. Хотя стоимость упущенных контрактов нельзя назвать астрономической и их сохранение трудно считать вопросом жизни и смерти, они явно лишат европейцев возможности начать выгодное сотрудничество с Россией.