Берлин — Карл-Георг Велльман (Karl-Georg Wellmann) — член внешнеполитического комитета бундестага, возглавляет германо-украинскую группу парламентариев. Он частый гость в Киеве, обладает обширными контактами в политических, общественных и деловых кругах Украины, имеет прямой выход и на представителей правительства, и на некоторых олигархов. В интервью DW Велльман хоть и дипломатично, но все же весьма критически оценил реформаторские усилия киевской власти, а коррупцию назвал «раковой опухолью» Украины.
Deutsche Welle: Публично официальный Берлин всячески демонстрирует солидарность с украинским правительством и президентом страны. У некоторых внимательных наблюдателей, однако, возникает ощущение, что и канцлер ФРГ, и ее министр иностранных дел начинают терять терпение, что они не довольны темпом реформ на Украине. Верная оценка или ошибочная?
Карл-Георг Велльман: Для начала следует сказать, что мы хотим всеми возможными способами поддержать Украину на ее пути в европейскую семью народов. Но одновременно мы ожидаем проведения фундаментальных, всеобъемлющих реформ в этой стране. У Украины есть многое, но нет времени. Она должна действовать быстро.
И я не открою никакого секрета, если скажу, что мы испытываем озабоченность, сомневаемся в том, достаточный ли взят темп реформ, делается ли то, что и в самом деле необходимо. И министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) совершенно однозначно дал это понять во время своего визита на Украину в конце прошлой недели.
— Какие реформы, с вашей точки зрения, необходимо проводить на Украине в первую очередь?
— Нужна, как я уже сказал, фундаментальная реформа, которую следует начать с принятия новой конституции, включающей элементы регионализации. Об этом была достигнута договоренность еще в Минске. Кроме того, необходима кардинальная реформа судебной системы и милиции, финансовой сферы и банков, налогообложения. То есть, Украина должна приложить крайне высокие реформаторские усилия.
— Представители украинского правительства достаточно часто бывают в Берлине. Когда говоришь с ними (будь то министр финансов или экономического развития), все они уверяют, что реформы в полном разгаре…
— Возникает впечатление, что многие решения хоть и принимаются, но не воплощаются в жизнь. У Украины явный дефицит в том, что касается имплементации реформ. Поэтому мы и предложили, чтобы очень опытные европейские специалисты, политические деятели, сами имеющие опыт процессов трансформации в странах Европы, помогли это сделать.
Украине, очевидно, требуется намного более крупная, чем уже предоставленная или обещанная, помощь извне. Надо ясно понимать, что страна нуждается в программе типа «плана Маршалла», в поддержке размером в 100 или даже более миллиардов евро. Но такая помощь возможна только при условии успешной реализации реформ, если мы увидим, что украинские государственные структуры постепенно начинают приближаться к западноевропейским.
— Именно вы были инициатором создания «Агентства по модернизации Украины» с участием упомянутых вами «опытных европейских специалистов». Финансируют их работу украинские олигархи. Какую роль вы отводите таким людям в процессе украинских реформ?
— Вообще-то это была инициатива Федерации работодателей Украины и украинских профсоюзов. Я считаю, надо постараться объединить все общественные силы. Нельзя исключать из этого процесса тех, кто до сих пор играл очень важную роль.
Крупные украинские предприниматели создали сотни тысяч рабочих мест, построили промышленные объекты. Их тоже надо привлечь к общему делу вместо того, чтобы сажать в тюрьму. Мне кажется, этот тот путь, который поможет Украине прибавить «лошадиных сил».
— Несколько дней назад губернатором Одесской области стал бывший президент Грузии Михаил Саакашвили. Как вы оцениваете это назначение?
— Это решение президента Украины. Я сам недавно был в Грузии. Там вообще царит большое удивление в связи с той ролью, которую Саакашвили теперь играет на Украине. Но я не хочу оценивать, правильное это назначение или нет. Президенту должно быть виднее.
— Но ведь в Грузии выписан ордер на арест Саакашвили, а Тбилиси требует от Киева его выдачи…
— Да, Саакашвили — личность не бесспорная. Но, повторю, его назначение — это решение президента Украины, который должен знать, что хорошо для его страны.
— Некоторые украинские журналисты выражают тревогу в связи с положением средств массовой информации в стране, опасаются за свободу печати. Сотрудники телеканала «Интер» считают, что власти оказывают на канал давление, мстят за критику в адрес правительства, пытаются ввести цензуру. Как вы оцениваете ситуацию в этой сфере?
— Это вызывает у нас большое беспокойство. Критические публикации ни в коем случае не должны становиться поводом, позволяющим затруднять работу журналистов или угрожать отзывом лицензии. Это кардинальным образом противоречит тем принципам, которые Украина обязалась соблюдать, подписав соглашение об ассоциации с ЕС. Свобода слова и печати — одно из основополагающих прав человека. Не сомневайтесь, реакция Запада будет очень резкой, если возникнет впечатление, что на Украине ограничивают такую свободу.
— Если бы вам предложили по степени актуальности назвать проблемы, которые стоят перед Украиной, то на какое место вы бы поставили коррупцию?
— На верхнее. Самое важное — достичь мира в стране, добиться соблюдения перемирия, то есть, реализовать минские договоренности. Но если есть желание трансформировать страну по европейскому примеру, то коррупция — это та раковая опухоль, которую надо устранить в первую очередь. Никакие реформы не сработают, если коррупция будет продолжаться.