Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что стоит за 86-процентным рейтингом одобрения Путина

© AP Photo / Dmitry LovetskyФутболки с портретами Владимира Путина
Футболки с портретами Владимира Путина
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российский диктатор Владимир Путин купается в лучах славы, получая неслыханные рейтинги популярности в 86%. Но популярность эта обусловлена отнюдь не удовлетворенностью населения или какими-то грандиозными достижениями его лидера. На эту высокую волну его лодку поднимает прямо-таки безумная ненависть к Америке и Украине, которая охватила Россию.

Российский диктатор Владимир Путин купается в лучах славы, получая неслыханные рейтинги популярности в 86%. Но популярность эта обусловлена отнюдь не удовлетворенностью населения или какими-то грандиозными достижениями его лидера. На эту высокую волну его лодку поднимает прямо-таки безумная ненависть к Америке и Украине, которая охватила Россию. Истеричный шовинизм, раздуваемый телевидением, довел российский народ до исступления, демонстрируя колоссальную силу пропаганды.

Прославленный российский оппозиционный журналист Владимир Яковлев в своей статье, опубликованной недавно в его русскоязычном блоге Mulbabar, объяснил механизм нынешней пропагандистской кампании, призванной приковать внимание народа России к внешнему врагу и держать его в неведении относительно плачевного состояния страны.

В советские времена в каждом российском институте была военная кафедра, чем-то напоминающая нашу службу подготовки офицеров резерва, но обязательная. Это был очень важный стимул для советской молодежи, потому что военная подготовка в рамках вузовской программы обучения давала ей верный шанс избежать ненавистной службы в армии по призыву. Военная подготовка проводилась в соответствии с профессиональной направленностью каждого вуза. В альма-матер Яковлева, на факультете журналистики Московского государственного университета, студентов в атмосфере строгой секретности учили искусству «боевой спецпропаганды», то есть, искусству сеять раздор в рядах противника с помощью дезинформации и манипуляции сознанием.

Боевая, или «черная» пропаганда — это исключительно эффективное оружие, предусматривающее искажение реальных фактов ради решения пропагандистских задач. Вот некоторые методы, которым учили будущих советских журналистов, и которые нынешние российские пропагандисты применяют с поразительным успехом.

Метод «гнилой селедки». Он работает следующим образом. Подбирается ложное обвинение. Важно, чтобы оно было максимально грязным и скандальным. Это может быть мелкое воровство, растление детей или убийство, желательно из жадности. Цель «гнилой селедки» не в том, чтобы доказать вину жертвы, а в том, чтобы вызвать широкое публичное обсуждение. Человеческая психика устроена так, что как только обвинение становится предметом публичного обсуждения, неизбежно возникают его сторонники и противники, «знатоки» и «эксперты», оголтелые «обвинители» и ярые «защитники» обвиняемого.

Но вне зависимости от своих взглядов и позиций все участники дискуссии снова и снова произносят имя обвиняемого в увязке с грязным и скандальным обвинением, втирая таким образом все больше «гнилой селедки» в его/ее одежду, пока эта вонь не пристанет к жертве и не начнет следовать за ней повсюду. И всякий раз, когда упоминается имя жертвы, в сознании людей свою мерзкую голову поднимает ассоциация этого имени с мнимым преступлением (воровство, убийство, растление).

Йозеф Геббельс в августе 1934 года


Еще есть метод «40 на 60», придуманный Йозефом Геббельсом, печально известным министром нацистской пропаганды. По такой методике надо создать средство массовой информации, которое 60% своей информации будет давать в выгодном для противника свете. Заработав таким образом его доверие, остальные 40% можно использовать для распространения дезинформации, которая будет чрезвычайно эффективной, благодаря созданному доверию. Во время Второй мировой войны существовала одна радиостанция, которую слушал весь антифашистский мир. Люди считали, что это британская радиостанция и верили всему, что она выдавала в эфир. И только после войны выяснилось, что на самом деле это была нацистская радиостанция, работавшая по геббельсовскому принципу «40 на 60».

Еще один очень эффективный пропагандистский прием — это метод «большой лжи», которым также активно пользовались нацисты с благословения Геббельса. Он немного похож на «гнилую селедку», но на самом деле работает иначе. Суть «большой лжи» заключается в том, чтобы с максимальной степенью уверенности всучить аудитории настолько чудовищную и ужасную ложь, что люди просто откажутся поверить в то, что кто-то может так лгать.

Ключ к успеху здесь в том, что правильно скомпонованная и хорошо продуманная «большая ложь» вызывает у слушателя или зрителя глубокую эмоциональную травму, которая затем надолго сформирует его представления — вопреки любым опровергающим эту ложь доводам логики и рассудка. Лучше всего из методов «большой лжи» работают ложные описания жестоких издевательств над женщинами и детьми. Здесь можно привести пример из хит-парада «большой лжи» на российском телевидении, когда появился «репортаж» о том, как украинцы распяли трехлетнего ребенка на двери его дома. Глубокая эмоциональная травма от такого сообщения делает слушателя/зрителя невосприимчивым к любым логическим доказательствам противного.

Еще есть метод «абсолютной очевидности», который работает медленно, но верно. Вместо того, чтобы что-то доказывать, вы подаете то, в чем хотите убедить аудиторию, как нечто абсолютно очевидное, само собой разумеющееся, и потому вызывающее доверие у большинства людей. Несмотря на свою кажущуюся простоту, этот метод исключительно эффективен, поскольку основан на стадном чувстве, на склонности человеческой психики автоматически реагировать на мнение большинства, и пытаться к нему присоединиться. Важное условие здесь — чтобы большинство обязательно было преобладающим, а его поддержка абсолютной и безусловной — иначе стадное чувство не возникнет.

Но если эти условия соблюдаются, ряды сторонников «позиции большинства» начинают неумолимо расти, сначала медленно, а потом с постепенным ускорением, пока ручеек не превратится в ревущий поток. В основном ряды сторонников разрастаются за счет представителей низших социальных слоев, которые наиболее подвержены стадному чувству. Одним из классических примеров реализации метода «абсолютной очевидности» является публикация результатов разного рода социологических опросов, демонстрирующих абсолютное единение общества по тому или иному вопросу. Нет нужды говорить о том, что к реальности такие опросы имеют весьма отдаленное отношение.

Есть и многие другие методы такого рода, но для всех характерно то, что «черная» пропаганда воздействует на аудиторию на уровне глубоких психологических механизмов таким образом, что последствия этого воздействия невозможно устранить обычными логическими доводами. «Большая ложь» достигает этого эффекта посредством эмоциональной травмы. Метод абсолютной очевидности — через стадное чувство. «Гнилая селедка» — за счет внедрения в сознание аудитории прямой ассоциативной связи между объектом нападок и грязным, скандальным обвинением.

Короче говоря, «боевая спецпропаганда» превращает человека в зомби, который не только активно поддерживает внедренные в его сознание установки, но и агрессивно противостоит тем, кто придерживается иных взглядов или пытается показать жертве пропаганды ее ошибки, пользуясь логическими доводами. А иначе и быть не может, ибо все методы боевой спецпропаганды объединяет общая цель: ослабить моральный дух противника за счет внесения в его ряды розни, взаимной ненависти и недоверия друг к другу.

Но сегодня, пишет Владимир Яковлев, объектом этой психологической войны, которую ведет путинский режим, стал российский народ. И результаты полностью соответствуют замыслу. За исключением того, что взаимная ненависть и внутренняя рознь возникают не в рядах противника, а в наших домах и семьях. Результаты очевидны. За последние три года страна изменилась до неузнаваемости. Пожалуй, против собственного населения боевая спецпропаганда работает эффективнее, чем против армии противника. Это вызвано тем, что вражеские солдаты могут защититься, а мирное российское население совершенно беззащитно.