В конце минувшей недели мы стали свидетелями дипломатического сражения против попытки исключения Израиля из международной футбольной федерации (ФИФА). Премьер-министр беседовал с главой ФИФА, министерство иностранных дел направило группу дипломатов в помощь председателю футбольной федерации Израиля Оферу Эйни, израильские представители МИД во всем мире оказывали давление на местные инстанции с целью предотвращения нежелательного для нас развития событий. Однако мы ничего не слышали о деятельности одного министра, под контроль которого недавно перешли вопросы борьбы против антиизраильского бойкота за рубежом. Речь идет о министре Гиладе Эрдане.
Было бы несправедливо предъявлять к Эрдану какие-либо претензии. Он занял свой новый пост несколько дней назад и еще не успел войти в курс дела. Но эта история весьма поучительна. Она показывает нам, насколько проблематичным является раскол МИД на несколько отдельных министерств, насколько опасна децентрализация этого ведомства и перераспределение внешнеполитических функций между различными инстанциями.
Даже после того, как Эрдан основательно ознакомится со своей новой должностью, ему будет крайне сложно вместе со своим небольшим коллективом сотрудников бороться с пропалестинскими и антиизраильскими организациями, пытающимися навязать международным учреждениям бойкот еврейского государства. Вместо того, чтобы сконцентрировать все ресурсы в одном месте, государство Израиль распыляет силы и теряет эффективность в этой важной дипломатической битве.
Лишь в одной Великобритании есть 160 профессиональных союзов. Если профсоюз водителей грузового транспорта будет бойкотировать израильскую продукцию, некому будет развозить израильские товары по британским супермаркетам и магазинам. В Великобритании есть также более 50 тысяч церквей. Если одна из них призовет к бойкоту израильских товаров, это может привести к эффекту домино. Поэтому следует найти проблематичные организации и церкви, чтобы заранее принять надлежащие меры.
Может ли один министр, каким бы талантливым и образованным он ни был, находящийся в своем офисе в Иерусалиме, определить, откуда исходит угроза бойкота и предпринять быстрые и эффективные меры? Это могут сделать сотрудники израильского посольства в Лондоне. Но поскольку премьер-министр перевел эти функции из министерства иностранных дел в другое ведомство, израильские дипломаты в Лондоне более не считают себя обязанными заниматься этим вопросом. Ущерб борьбе с угрозой антиизраильского бойкота в данной ситуации очевиден.
Государству Израиль необходим министр иностранных дел, работающий на полную ставку. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху, по-видимому, полагает, что он сам может выполнять эти функции. С его прекрасным английским языком и дипломатическим опытом. Нет сомнений, что на этом поприще ему нет равных. Но у него есть целое государство, которым надо управлять. Желание Нетаньяху угодить всем своим министрам путем расформирования существующих ведомств на более мелкие грозит обернуться серьезным ущербом для страны.