Я присутствовал на форуме «Америка и исламский мир», который проводится Brookings, одним из ведущих исследовательских центров Вашингтона, в катарской столице.
Форум возник с целью открытия каналов диалога между Америкой и странами региона после терактов 11 сентября.
Первая такая встреча было проведена в 2004 году при финансовой поддержке Катара.
В форуме, который в этом году проводится в 12-й раз, приняли участие премьер-министр Катара Шейх Абдулла бин Нассер аль-Тани (Şeyh Abdullah bin Nasser Al Thani), президент Афганистана Ашраф Гани (Ashraf Ghani), советник вице-президента США Джо Байдена (Joe Biden) по национальной безопасности Колин Каль (Colin Kahl), а также специальный представитель президента США в международной коалиции по борьбе с ИГИЛ Джон Аллен (John Allen). Форум проливает свет на то, как страны региона интерпретируют ближневосточную политику Америки.
В ходе дискуссий, разгоревшихся на этой встрече, возникла интересная и одновременно тревожная картина.
Союзники Америки в регионе глубоко обеспокоены.
В их представлении Иран стремительно расширяет зону своего влияния, создает военную угрозу прежде всего для стран Персидского залива, при этом Америка не только не помогает своим союзникам, но еще и поспешно уходит из региона, предпринимая шаги, направленные на укрепление позиций Ирана.
Такое представление не в полной мере отражает существующие реалии. Кроме того, оно способно породить непредсказуемые последствия с точки зрения региональной безопасности.
Рассмотрим, как страны региона видят Ближний Восток и Америку.
Союзники США в регионе взволнованы тремя моментами. Во-первых, такой стратегический шаг США, как уход из региона.
Страны региона полагают, что именно по этой причине Обама был выбран президентом; он желает переместить фокус американской внешней политики с Ближнего Востока в Азию, и поэтому решительно ограничивает свою вовлеченность в региональные события.
Кроме того, они убеждены, что благодаря сланцевой революции Америка очень скоро перестанет нуждаться в ближневосточной нефти, и тогда их уход из региона еще более ускорится.
Другое беспокойство региональных государств — отношения Америки с Ираном. Они полагают, что консенсус по ядерной программе Ирана является лишь первым шагом на пути к построению долгосрочных стратегических отношений между Вашингтоном и Тегераном. Существует убеждение в том, что путем свержения режима Саддама (Saddam), сдерживавшего продвижение Ирана в регионе, Америка осознанно выдала Ирак Ирану. Кроме того, ее нежелание предпринимать шаги против Асада, несмотря на свержение суннитских режимов во главе с Мубараком и Каддафи, считается частью этой стратегии.
Третья тревога региональных государств связана с предположением о том, что, поддерживая демократические реформы в их собственных странах, Обама пытается подорвать действующие в них режимы.
Тем не менее, объективный анализ показывает, что это не так.
С тем, что благодаря производству сланцевых углеводородов Америка к 2020 году вдвое сократит закупки нефти из Ближнего Востока, а в 2030 году и вовсе не будет испытывать потребность в ней, можно согласиться.
Как и с тем, что Обама был избран потому, что обещал «увести Америку из Ирака и Афганистана».
Америка действительно желает переориентировать свою военную и дипломатическую энергию на Азию.
Но по причине арабских восстаний этого не произошло.
Все с точностью до наоборот. Америка была вынуждена еще глубже погрузиться в Ближний Восток. Может быть, о такой вовлеченности, как в 2003 году в Ираке, сегодня речи не идет, но в регионе все равно есть существенное военное, дипломатическое и политическое присутствие Америки. Динамика, возникшая в результате арабских восстаний, сделала это необходимым.
В Персидском заливе все еще находится 35 тысяч американских военнослужащих. После саммита в Кэмп-Дэвиде, состоявшегося при участии стран Персидского залива несколько недель назад, администрация Обамы отметила, что продажа вооружений в Персидский залив будет ускорена.
Америка управляет коалицией, созданной против ИГИЛ в Ираке. Она обучает сирийских оппозиционеров в Иордании, Катаре, Саудовской Аравии, Турции. Она поддерживает йеменскую операцию саудитов. Но разве обеспечение Америкой своей энергетической потребности за счет сланцевых углеводородов не сделает Вашингтон полностью независимым в энергетической сфере?
Нефть региона продолжит сохранять свое значение для мирового нефтяного рынка. И Америка всегда будет вынуждена прислушиваться к колебаниям цен на нефть под влиянием региональных динамик.
Что же касается Ирана... Страны региона обвиняют Вашингтон в наивности в иранском вопросе. Тем не менее, иранская политика Вашингтона достаточно реалистична. В выступлении советника вице-президента США по национальной безопасности Колина Каля это было совершенно четко отмечено. Приоритет Америки в регионе — не допустить производства Ираном ядерного оружия. Это «единственная цель» соглашения, достигнутого с Ираном в Лозанне. Вашингтон надеется на то, что переговоры по ядерной программе и отмена санкций усилят позиции умеренного фронта в Иране. И это может привести к некоторому смягчению политики Ирана в регионе. Но Вашингтон осознает, что этого может и не быть. И понимает, что экономическая свобода, которая возникнет с отменой санкций, может подтолкнуть Иран к более агрессивной роли в регионе.
«Если это произойдет, мы найдем другие пути ограничения поля деятельности Ирана», — говорит Каль. Иными словами, вопреки расхожему мнению, речь не идет о каком-либо «стратегическом партнерстве» между Ираном и Вашингтоном.
Администрации Обамы известно о тревогах своих союзников. Чтобы развеять их, США поддержали йеменскую операцию Саудовской Аравии и возобновили поставки оружия в Египет.
Что касается беспокойства стран региона относительно американского «экспорта демократии»... Администрация Обамы, возможно, и заявила о своем намерении поддерживать демократические элементы в процессе, начало которому положили арабские восстания. Но это осталось лишь на уровне риторики. Обама продолжил поддерживать авторитарные режимы в странах Персидского залива, Ас-Сиси, пришедшего к власти в результате военного переворота, и игнорировать нарушения демократии в Турции.
Таким образом, опасения стран Персидского залива напрасны, и администрация Обамы не проводит политику «экспорта демократии» в регионе.
Напротив, в Вашингтоне Обаму обвиняют в том, что он закрывает глава на нарушения демократии в угоду определенным стратегическим интересам.
Иными словами, в отношениях Америки с ее региональными союзниками постепенно возрастает напряженность.
А то, что доверие стран Персидского залива к США так пошатнулось, несмотря на их абсолютную зависимость от Америки, и их страхи в отношении Ирана рекордно возросли, не является добрым предзнаменованием с точки зрения безопасности региона. Такое паническое состояние может расчистить путь к еще большему милитаризму в регионе и новым военным авантюрам подобно той, на которую саудиты пошли в Йемене.