23 мая 1938 года советский разведчик по имени Павел Судоплатов убил в Роттердаме украинского националиста Евгения Коновальца. Приказ на ликвидацию отдал лично Иосиф Сталин. Метод был не самый утонченный: Судоплатов подарил своей жертве коробку конфет, в которой была заложена бомба.
Но какое-то время в советской России применялись и более изощренные способы устранения противников. В 1921 году, когда Судоплатова в 14-летнем возрасте взяли в ЧК (сформированная Лениным советская организация по обеспечению безопасности), Советы создали свою первую лабораторию по исследованию и испытанию ядов. В этом деле они быстро начали добиваться успехов. С 1928 по 1935 годы секретными лабораториями руководил известный советский биохимик Григорий Майрановский. Майрановскому, который в 1940 году написал засекреченную диссертацию о воздействии иприта на кожу человека, было поручено создание смертельных ядов без вкуса, цвета и запаха, чтобы вводить их в еду и питье врагов государства. Майрановский с коллегами испытывал свое варево на политзаключенных разного состояния и возрастов. Он добился таких серьезных успехов, что к 1940-м годам стал ключевым членом группы Павла Судоплатова по совершению политических убийств. Летом 1947 года по приказу Сталина Майрановский убил советского шпиона американца Исайю Оггинса (Isaiah Oggins), сделав ему в одной из своих лабораторий смертельный укол яда кураре.
История отравлений уходит вглубь веков. Приговоренного к смертной казни Сократа заставили выпить цикуту (болиголов пятнистый). Какое-то время в древней Персии различные яды были главным орудием убийства у соперничавших за персидский трон конкурентов. Британский научный писатель Джон Эмсли (John Emsley) представляет подробную историю ядов в своей захватывающей книге The Elements of Murder (Элементы убийства). Во Франции 19-го века мышьяк стали называть «poudre de succession» (порошок престолонаследия), пользуясь которым, коварные дамы избавлялись от надоевших им мужей. Как пишет Эмсли, Саддам Хусейн предпочитал устранять политических оппонентов при помощи таллия.
Похоже, что у русских любовь к отравлению всегда была особенно сильной. В 1453 году Великого князя Московского Дмитрия Шемяку отравили мышьяком, который его повар, подкупленный московскими агентами соперника Шемяки, положил князю в курицу. В 1610 году по приказу царя был отравлен русский воевода Скопин-Шуйский. В данном случае яд полководцу дала жена царя. В 1936 году глава советской спецслужбы НКВД (эта организация осуществляла убийства без суда и следствия, и создала систему ГУЛАГ) Лаврентий Берия приказал отравить лидера абхазских коммунистов Нестора Лакобу. Лакобу отравили на обеде в Тбилиси, куда его пригласил Берия. Было объявлено, что он умер от сердечного приступа.
Эта традиция сохранилась и во времена холодной войны. Самым знаменитым и ярким случаем является убийство болгарского писателя-антикоммуниста Георгия Маркова, который жил в эмиграции и работал на «Радио Свободная Европа» и Би-Би-Си. Утром 7 сентября 1978 года, в день рождения болгарского диктатора Тодора Живкова, Марков шел по мосту Ватерлоо в Лондоне мимо автобусной остановки. Убийца, работавший на болгарскую тайную полицию и пользовавшийся помощью КГБ, уколол Маркова кончиком зонта. Вечером Маркова отвезли в больницу, поскольку ему нездоровилось, и у него поднялась температура. Спустя четыре дня он скончался. Патологоанатомы обнаружили в икре правой ноги Маркова ампулу со следами яда рицина. Как написал в своей книге «Фабрика ядов КГБ» бывший российский разведчик Борис Володарский, до убийства Маркова за ним мог следить другой работавший на Би-Би-Си болгарин по имени Владимир Симеонов. Спустя 20 дней после убийства Маркова — и через два дня после допроса в Скотленд-Ярде — сам Симеонов тоже умер при загадочных обстоятельствах. На кухне в его квартире, пишет Володарский, в раковине нашли два стакана без единого отпечатка пальцев. На столе были обнаружены следы бутылки.
Спустя 10 лет в чешских антикоммунистических кругах появились подозрения, что коммунистический реформатор и лидер неудавшейся «пражской весны» Александр Дубчек был отравлен КГБ, и на сей раз использовались радиоактивные изотопы, подложенные ему в суп, когда он непродолжительное время находился под арестом в Москве. Дубчек заболел в Братиславе, был вынужден отказаться от выступления, и его отвезли в больницу с диагнозом «простуда». Он выздоровел.
Иногда в русских политических убийствах вместо тайного отравления использовались более грубые методы (вспомним Судоплатова и его бомбу в конфетах). В 1940 году в предместье Мехико убийца смертельно ранил ледорубом российского революционера Льва Троцкого (это убийство заказал Сталин, а осуществлено оно было под руководством Судоплатова). Не было яда и тогда, когда зимой этого года был убит критик Кремля и бывший заместитель премьер-министра Борис Немцов. 27 февраля незадолго до полуночи Немцов после ужина шел со своей украинской подругой Анной Дурицкой по Большому Москворецкому мосту, что недалеко от Красной площади. В этот момент убийца с близкого расстояния четыре раза выстрелил ему в спину.
И здесь мы подходим к главной теме нашего повествования. На момент написания этой статьи соратник Немцова, журналист и активист гражданского общества Владимир Кара-Мурза лежит в тяжелом состоянии в московской больнице. Согласно имеющейся информации, у него почечная недостаточность, двусторонняя пневмония и панкреатит. 33-летний Кара-Мурза внезапно заболел и потерял сознание 26 мая прямо у себя на работе в Москве. За день до этого организация, на которую в настоящее время работает Кара-Мурза (это «Открытая Россия», созданная в сентябре 2014 года бывшим политзаключенным и российским бизнесменом Михаилом Ходорковским), выпустила документальный фильм о беспощадном правителе Чечни и близком союзнике российского президента Владимира Путина Рамзане Кадырове.
Сейчас никто не может сказать наверняка, был ли Кара-Мурза отравлен. Но мы знаем, что в России существует страшная традиция отравлять политических диссидентов. Мы также знаем, насколько тревожной в этом плане является новейшая история. В сентябре 2004 года во время своей избирательной кампании был отравлен диоксином прозападный кандидат в президенты Украины Виктор Ющенко. Произошло это на обеде в Киеве, и хотя Ющенко выжил, его лицо было обезображено. Бывший агент ФСБ и противник Путина Александр Литвиненко умер от полония, который он выпил с чаем в баре лондонского отеля в 2006 году. В 2012 году неподалеку от своего дома в Суррее скончался ключевой свидетель в деле об отмывании денег Александр Перепиличный. Не исключено, что он был отравлен редким ядом, производимым из очень ядовитого растения Gelsemium Elegans, которое растет в отдаленных районах Китая. А еще был случай с убийством журналистки и критика Путина Анны Политковской. Ее застрелили 7 октября 2006 года в лифте в подъезде собственного дома. А в сентябре 2004 года Политковская, находясь на борту рейсового самолета, выпила чая и после этого внезапно заболела, потеряв сознание.
Мы можем быть уверены в одном: Кара-Мурза был мишенью для Кремля.
Будем надеяться, что его очень быстро вывезут из России в какую-нибудь западную больницу. Если окажется, что Кара-Мурза не был отравлен, то оставлять его в Москве значит дразнить судьбу.
Джеффри Гедмин — старший научный сотрудник факультета дипломатической службы Джорджтаунского университета, старший советник компании Blue Star Strategies и со-директор проекта Transatlantic Renewal Project.