Роль выборов в цивилизованных и демократических странах ясна. Как правило, это предпочтение, связанное с тем, как определить власть и с ее помощью решить свои проблемы, проблемы своей страны, какие права получат ее граждане. Когда речь идет о смене власти, выборы приобретают более важное значение. Выборы, исход которых предопределен заранее, не создают ажиотаж. Если власть сохраняется, это означает, что в стране нет каких-либо серьезных проблем, власть успешно справляется со своими обязанностями, и поэтому народ ее снова вознаграждает. Но, судя по всему, не в этот раз.
Народ пресытился правлением Партии справедливости и развития (ПСР). И, похоже, мы избавимся от ее тирании. На протяжении 13 лет правления ПСР ее корабль, в отличие от предыдущих властей Турции, ходил в бурных и опасных водах. ПСР представляла это неким особым искусством. Она всегда скрывала свои истинные цели. Все значимые для страны ценности она уподобила никому не нужному хламу и промотала их до нитки. Кто бы что ни пожелал, она обещала это и давала. Националисты, кемалисты, республиканцы, представляющие ум и совесть 80% страны, стали ее мишенью. Она объявила нацией бессознательные массы, заставив их противостоять турецкому народу и истинным патриотам. Власть, ответственная за единство нации, умышленно разделила ее.
Примитивные речи
Ее трюк с «расширением свобод» обеспечил лишь свободу атаки на идентичность и ценности турецкой нации. Мелкая кучка религиозных фанатиков обогатилась, но в целом по стране распространилась бедность. Кого только нет на ее стороне: малоимущие, немощные, верующие, меньшинства, слабые и паразитарные левые, корыстные либералы и еще целое множество спонтанно формирующихся масс. Всю эту с ее точки зрения пригодную к применению толпу она использовала против страны и тех, кто поистине любит свою родину. Но море кончилось, и корабль врезался в берег. Возникло беспокойство, смешанное со страхом, и они мобилизовали все имеющиеся у них ресурсы.
Не пренебрегая ни одним средством, ПСР делает все возможное, чтобы остаться у власти. Ради победы она игнорирует все нормы республики (включая нарушение конституции), демократии, справедливости, совесть, разум. ПСР ведет бой не на жизнь, а на смерть. Она увидела, что есть опасность поражения. Ее охватила паника. На этот раз Партия националистического движения (ПНД) и Республиканская народная партия (РНП) поработали на славу. Избиратели, которые действительно хотят добраться до сути, получили очень точную оценку ПСР. Как, собственно, и остальные. Но они продолжают не понимать, поскольку им так выгодно. Это не идеологическое или политическое единство с ПСР, это союз интересов. И именно эти массы несут ответственность за то, к чему сегодня пришла страна. И виноваты они не меньше ПСР. Никогда еще турецкий народ не питал столько ненависти к какой-либо партии или кадровому составу. Сейчас все встало с ног на голову. Ресурсы страны разграблены. Создается ощущение, что Турцию колонизировала и разорила какая-то вражеская армия. Такая ситуация складывается впервые. В беседе с прессой премьер-министр заявляет, что ПНД не знает суру «Аль-Фатиха». При этом какой-то житель Сакарьи обращается к Кемалю Кылычдароглу (Kemal Kılıçdaroğlu) (лидер Республиканской народной партии Турции, — прим. перев.) со словами: «Я отдам свой голос за тебя, если прочитаешь “Аль-Фатиху”». Произнесение таких речей в XXI веке, в современной и демократической стране, как минимум, постыдно и неактуально.
Оппозиция не попала в ловко расставленные сети
Выборы — это не экзамен по богословию, это платформа, на которой обсуждаются проблемы страны и ее граждан. Чтобы исказить цель выборов, Эрдоган делает все возможное, чтобы переключить всеобщее внимание на вопросы религии, веры, ношения мусульманского платка. Но сейчас оппозиция обошла эту западню и продолжила говорить о проблемах экономики и коррупции. В этот раз ПСР не посещает районы трущоб, а первые леди не заходят в каждый дом; теперь на улицах – имамы, шейхи джамаатов и тарикатов. Тем не менее, трюки с религией и хиджабами больше не действуют. Особенно если речь не идет о союзе интересов с ПСР. Серьезный удар по ПСР наносит коалиция в составе Партии великого единства (ПВЕ) и Партии счастья (ПС).
«Джамаат Гюлена» изменил свою тактику. Заметив некоторую утрату своего веса, они не стали ударять по ПСР напрямую и предпочли тайно поддерживать тех, кто способен на такой удар. В Центральной Анатолии, где сильны их позиции, они поддерживают коалицию ПС-ПВЕ; в других районах Анатолии, прежде всего на юго-востоке, где в основном проживают курды — Народно-демократическую партию (НДП). ПСР и ее лидерам нужно не только уйти из власти, в стране не должно быть даже их духа. Это несовместимость крови с турецкой нацией и государством. Эпоха ПСР дала такие же результаты, что и период Османского междуцарствия. С надеждой на спасение на этих выборах.