9 и 12 мая все мы стали свидетелями двух важным международных событий, которые напомнили собой последствия противостояния великих держав и их сменяющие друг друга дружбу и вражду в зависимости от текущей обстановки.
9 мая состоялось празднование 70-летия триумфа одних союзников над другим, то есть стран, одержавших победу во Второй мировой войне. Принято считать, что Соединенные Штаты и Советский Союз, испытавшие на себе основные последствия этой войны, стали основными арбитрами в послевоенном мире. Однако в этом году русские по причине своей позиции по украинскому кризису отмечали общий праздник обособленно от американцев и европейцев.
Тем не менее, уже 12 мая неожиданно для всех госсекретарь США Джон Керри с особым энтузиазмом встретился в Сочи с президентом Путиным и приватно беседовал с ним целых пять часов. При этом встреча прошла в довольно дружеской атмосфере и в ней не был затронут спорный вопрос о санкциях, хотя до этого стратегия Америки состояла в отказе от любого общения ее официальных представителей с российской стороной.
Таким образом, главный вопрос, который теперь встает перед специалистами по международным отношениям, можно сформулировать следующим образом: какие факторы заставили американцев отступить от их красной черты в отношениях с Россией?
Верно определить факторы, сыгравшие ключевую роль в изменении прежней позиции или тактического маневра, поможет анализ тем, вошедших в повестку сочинской встречи Путина и Керри, а также произошедшие на ее фоне события, которые имели важные последствия для России и США.
Как было заявлено, темами для обсуждения обеих сторон стали вопросы, связанные с Украиной, Ираном, Сирией, Ираком и Йеменом. Однако о скрытых аспектах обсуждаемых процессов можно узнать, обратившись к мнениям российских и западных экспертов.
Если серьезно проанализировать суть процессов, происходящих в этих странах, то будут понятны стимулы, побудившие американцев неожиданно пересмотреть собственную позицию по отношению к России и даже организовать встречу главы своей дипломатии с президентом Путиным на территории его государства. Все это свидетельствует о расположении американцев к российскому лидеру, хотя еще не так давно Обама называл его «необузданным властолюбцем», который дерзко нарушил стандарты европейского порядка в ходе украинского кризиса. Кстати, именно поэтому за последний год с небольшим против России и были введены карательные меры, включая экономические санкции, прекращение сотрудничества с НАТО, запрет на ее участие на саммитах «большой восьмерки», которая после этого была переименована в «семерку», и так далее.
Между тем политологи сейчас активно обсуждают следующим немаловажный вопрос: какие ключевые события могли привести к такой резкой перемене в отношении Соединенных Штатов к России, что этому даже поразились союзники американцев, в том числе украинцы, немцы и французы.
Ответ на этот вопрос можно представить в виде следующих четырех пунктов.
Во-первых, присутствие в Москве 9 мая председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина на параде победы союзников по антигитлеровской коалиции, подписание более 30 соглашений с Россией, строительство китайцами искусственных островов в районе Наньша в Южно-Китайском море, а также проведение совместных российско-китайских военных учений в Средиземном море (в районе, особо охраняемом НАТО) - все это склонила чашу весов в пользу оси России и Китая в Юго-Восточной Азии.
Во-вторых, продолжение разведывательных полетов и активизация российских маневров в районе Северного Полюса, Балтийском и Черном морях, установление оборудования для ядерных платформ в Крыму и отправка военной силы и техники в восточные области Украины вызывает большие опасения у стран Восточной и Центральной Европы, НАТО и Америки. Одним словом, противостояние двух фронтов напоминает собой пик напряженности в отношениях Востока и Запада времен холодной войны.
В-третьих, военные успехи «Исламского государства» в сирийском Идлибе и Пальмире и иракском Эр-Рамади, соединение частей игиловцев, находящихся на востоке Сирии и западе Ирака, и захват ими пограничных переходов изменили баланс сил в пользу террористов и еще больше осложнили ситуацию для великих держав.
В-четвертых, американцам необходимо заручиться поддержкой России в плане ядерной программы Ирана особенно на этапе сложных переговоров по поводу определения режима доступа к ядерным технологиям, чтобы продемонстрировать единую позицию по этому вопросу. Свою роль играет и стремление заставить Россию отказаться от продажи Исламской Республике С-300 и удовлетворить желание сионистского лобби внутри самой Америки сорвать или, по крайней мере, отложить поставку этого ракетного комплекса.
Джон Керри нанес визит в Сочи всего через три дня после проведения столь многозначительного парада 9 мая, на котором не пожелали присутствовать официальные представители Запада. В поездке госсекретаря сопровождали чиновницы, курирующие ядерную программу Ирана и ситуацию в Украине, — Венди Шерман и Виктория Нуланд. В результате пятичасовой беседы с Путиным была достигнута договоренность о проведении дальнейших более содержательных и специализированных консультаций по проблемам Украины и Сирии с участием все той же Нуланд и специального представителя США по Сирии Дэниеля Рубинстайна. На основании этого можно судить, что нынешний этап переговоров между двумя державами, пользующимися большим авторитетом в международной политике, имеет огромное значение.
Хотя выводы о столь неожиданной встречи Путина и Керри делать еще несколько преждевременно, гипотетически можно предположить, что вырисовывается следующая перспектива.
Решение международных кризисов американцами без помощи со стороны русских является делом трудным и затратным, сопряженным с массой трудностей для других членов мировой и региональной дипломатии. Хотя после распада Советского Союза Соединенные Штаты не желают возвращения к международному балансу и официально выступают против того, чтобы логика холодной войны отделяла их интересы от российских, их тактика частичного и формального партнерства с Россией нацелена на ее удержание от коалиции с другими сильными мировыми и региональными державами, такими как Китай, Индия и Иран. Поэтому американцы вынуждены пойти на переговоры с русскими, чтобы несколько снизить градус враждебности по отношению к себе и использовать их помощь в решении международных вопросов.
Достижение Москвой и Вашингтоном своего рода договоренности нашло выражение в том, что министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал приходом к общему знаменателю, сближением позиций по Украине и Сирии в рамках укрепления минского соглашения и началом партнерства для поиска выхода из сирийского кризиса в плане переговоров Женева-3. На этом основании можно сделать вывод о том, что по сирийской проблеме стороны действительно начали предпринимать своего рода совместные усилия. Подтверждает это тот факт, что сразу же после отъезда Керри американские представители провели ряд специализированных заседаний с заместителями министра иностранных дел России. Вслед за этим было решено, что доработкой этих вопросов займутся на следующей неделе в рамках сессии сирийской коалиции в Париже, куда также должен приехать и сам Лавров.
В Европе и Азии американцы добиваются сокращения масштабов кризисов и разрядки напряженности, вызванной военными маневрами России и разведывательными полетами, а также ее влиянием в плане создания опасных коалиций с другими влиятельными державами. Путем относительного налаживания отношений с русскими и начала переговоров с ними американские политики стараются подорвать некое сложившееся единство между Россией, Китаем и Индией и государствами-членами БРИКС в целом.
В свете нерешенности иранской и кубинской проблем, работа над которыми будет продолжена последующим правительством США, американцы вынуждены добиваться поддержки России в плане ядерной программы Ирана особенно в нынешних условиях, когда переговоры на эту тему находятся на весьма жестком этапе обсуждения отмены санкций против Исламской Республики и разрешения на поставку ей комплекса С-300.
Между тем Россия тоже во главу угла ставит собственные интересы и кажется весьма сомнительным, что она пожертвует своими главными принципами ради второстепенных задач. Скорее всего, в плане украинского и сирийского кризисов и даже ядерной проблемы Ирана русские намерены пойти по пути совместных действий ради поиска совместного решения проблем, однако они не откажутся от своих первоочередных задач, которые заключаются в защите сферы собственных национальных интересов, безопасности и экономики, и продолжат добиваться отмены введенных Западом экономических и финансовых санкций. В ответ на это американцам не останется ничего другого, как отстаивать интересы своих союзников. Таким образом, Соединенным Штатам будет крайне непросто прекратить череду взаимных претензий с Россией в условиях годичного кризиса на Украине, если, конечно, они не пойдут на какие-то уступки российской стороне, а многие направления их деятельности окажутся под серьезной угрозой. Так, несколько дней назад Россия приостановила перелеты через свое воздушное пространство самолетов НАТО и США, выполняющих рейсы в Афганистан. В ответ на это американцы стали вставлять палки в колеса русской коалиции в ФИФА, чтобы добиться отмены проведения в России чемпионата по футболу в 2018 году.