В декабре 2014 года я участвовала в антропологической конференции в США. Помимо исключительно академических заседаний, для которых были отобраны научные статьи, несколько заседаний проводили лидеры движения «Бойкот, вывод инвестиций и санкции» (BDS). Недружественное поглощение академического пространства набирало силу, и инициатива объявить Израилю академический бойкот на следующий год была отклонена только по причине нехватки голосов. Противники бойкота потребовали снять эту инициативу с повестки дня. На обсуждении представители движения BDS и их единомышленники один за другим поднимались на трибуну. Против них выступали израильские ученые, говорившие, что именно они борются против оккупации, так почему же при этом их собираются бойкотировать пропалестинские активисты. Но этих борцов с оккупаций просто освистали, и они, пристыженные, вернулись на свои места.
Даже сегодня, когда масштабы движения антиизраильского бойкота стали, наконец, понятны почти всем, некоторые представители левых израильских кругов не в состоянии избавиться от иллюзии. Такие политики, как Яир Лапид (לפיד יאיר), Ципи Ливни (לבני ציפי) и Ицхаг Герцог (הרצוג יצחק) на этой неделе на разные лады твердили: «Мы против бойкота, но...» Все они так или иначе повторяли один и тот же аргумент: если только начнется мирный процесс, если только мы будем вести себя иначе, мир полюбит и простит нас. Такой взгляд не только наивный, но и опасный. Мы слышали эти слова и от президента США Барака Обамы, который говорил, что, если Израиль не предпримет шагов в мирном процессе, то Вашингтону будет сложно наложить вето на антиизраильские резолюции в Совете безопасности ООН. То есть, он снова объединил бойкот с мирным процессом.
Факты говорят следующее. В 2005 году, когда Израиль проводил программу размежевания с сектором Газы, движение BDS прошло окончательную «палестинизацию» и сформулировало цели, направленные против Израиля. Сотни участников съезда движения мало интересовались границами Израиля, «зелеными» и «фиолетовыми» линиями («зеленая черта» — границы 1949 года, «фиолетовая» — линия прекращения огня 1974 года). Честно говоря, большинство сторонников бойкота вообще не знают, где пролегают израильские границы, и не понимают, почему государство Израиль создано именно здесь. Как сказала мне однажды профессор из Бразилии: «Я понимаю, что вам нужно государство, но почему же непременно в Палестине?» Похоже, политика возобладала над правами. Сторонники бойкота отказывают еврейскому народу в праве на государство на своей земле, а в Израиле левые круги считают, что политическая ситуация не связана с вопросом признания этого права.
Вдобавок, помимо игнорирования вопроса прав еврейского народа на государство, в мире бурно расцветает антисемитский дискурс. BDS продвигает решение ближневосточного конфликта не путем создания двух государств для двух народов, а, как бы тяжело нам ни было слышать это, путем «окончательного решения вопроса еврейского государства». Да. они говорят о полной ликвидации Израиля.
Единственная причина, по которой исполнительный директор французской компании Orange отказался от своих слов, заключается в том, что они ведут его на скользкую дорожку. Даже если люди, поддерживающие бойкот Израиля, не антисемиты, сам бойкот — это путь к антисемитизму. Когда в европейский магазин начинает бойкотировать товары из еврейского государства, очень быстро бойкот затронет и местных евреев, даже если неофициально.
Таким образом, борьба с бойкотом должна поднять два основных вопроса. Первый касается права еврейского народа на свое государство на своей земле. Необходимо добиваться опровержения лживого, но распространенного мнения о том, что Израиль создан для выживших в Холокосте, случайным образом оказавшихся в Палестине. Второй вопрос относится к антисемитизму. Необходимо подчеркивать, что бойкот провоцирует антисемитизм, даже если сторонники бойкота не считают себя антисемитами.