Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Профессор Колумбийского университета Кэрол Глак и «антияпонское» заявление научных кругов США

© AP Photo / Eugene HoshikoПочетный караул сил самообороны Японии
Почетный караул сил самообороны Японии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На фоне споров вокруг японского исторического наследия американские ученые опубликовали заявление с призывом прояснить ошибки прошлого. Можно ли считать их действия «антияпонскими»? Оправданно ли смотреть на действия в прошлом через призму современных ценностей? Как история питает национализм? Обо всем этом говорит профессор Колумбийского университета Кэрол Глак.

Американские ученые на фоне споров вокруг японского исторического наследия опубликовали заявление с призывом прояснить ошибки прошлого и избавиться от предрассудков. В чем же состоит их идея? Почему заявление поддержало более 400 ученых? Об этом мы поговорили с профессором Колумбийского университета Кэрол Глак (Carol Gluck), которая приняла участие в подготовке заявления.

— Что вы думаете о реакции на заявление?

Кэрол Глак: Я не думала, что оно привлечет столько внимания. Окончательный проект подписали 187 человек, но мы специально никакого не привлекали. Эти люди проводят исследования в различных областях. Их политические взгляды также отличаются: от консервативных до либеральных. Поскольку заявление поддержало так много человек, можно сказать, что оно довольно взвешенное. Поводом послужил научный форум, посвященный Азии, который прошел в Чикаго в конце марта. Некоторые ученые выразили желание оказать поддержку японским историкам в связи с проблемой сексуального рабства во время войны. Был подготовлен проект заявления. Он был разослан 30 ученым. Затем мы отшлифовали текст, переписываясь по электронной почте. Обычная практика состоит в том, что один человек составляет заявление и собирает подписи, поэтому это стало для меня первым опытом.

— Реакция в Японии была неоднозначной.

— Да, некоторые обвиняли нас в антияпонских настроениях. Тем не менее многие подписавшие родились в 80-х годах. В США их называли защитниками Японии. Говорили, что они слишком мягко относятся к Токио. Поэтому странно выслушивать подобную критику. Наше заявление не является антияпонским. Это не единственное, что меня удивило: желание подписать заявление один за другим выразили многие японисты. Причем со всего мира. Мы установили ограничения в связи с административными обстоятельствами, поэтому всего было собрано 460 подписей. Тем не менее количество желающих растет.

— Почему это событие вызвало такой интерес?

— Во время празднования 60-летия окончания войны проблема сексуального рабства не привлекла столько внимания. Дело в том, что за последние десять лет произошли некоторые изменения. Во-первых, это касается ситуации в Японии. Премьер-министр Синдзо Абэ (Shinzo Abe) был избран на второй срок. В Японии изменились общественное мнение, обстановка в сфере политики и безопасности. В ожидании «речи Абэ», посвященной 70-летию окончания войны, в Японии растут националистические настроения. Изменилась и международная политика. Неожиданно в восточной Азии стали остро воспринимать проблему сексуального рабства в военный период. Внимание людей по всему миру будет приковано к выступлению Абэ. Это беспокоит не только японских ученых, но и политиков. Об этой проблеме начали говорить президент США Барак Обама (Barack Obama) и канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel).

— В своем выступлении Абэ придется коснуться проблемы сексуального рабства.

— Эта проблему создал не японский лидер. В последние годы о ней стала активно заявлять Южная Корея, которая подчеркивает ответственность Японии. Также к этому руку приложили и американцы корейского происхождения. В 2007 году Палата представителей Конгресса приняла резолюцию, в которой возложила всю ответственность на Японию. Китай и Южная Корея уже давно используют проблемы исторического наследия в своих политических целях. В последние годы проблема сексуального рабства вышла на передний план. Тем не менее ирония состоит в том, что эта проблема уже была практически урегулирована в прошлом. Экс-премьер Японии Киити Миядзава (Kiichi Miyazawa) принес извинения в Южной Корее. Также была опубликована «речь Кавано». И после этого Япония извинялась неоднократно. Тем не менее Абэ стал говорить о пересмотре заявления Кавано, поэтому проблема вновь оказалась на повестке дня. Японцы часто говорят о том, что они уже устали приносить извинения. Это можно понять, однако поскольку речь стала идти о пересмотре, вновь появилась необходимость показать раскаяние.

— В интервью двухлетней давности вы указали на то, что премьер Абэ невосприимчив к геополитике.

— Я думаю, что он уже изменился. Если бы он не воспринимал геополитику, он бы не стал отказываться от пересмотра заявления Кавано. Тем не менее проблема существует. Сейчас Абэ необходимо выдержать правильный баланс между ожиданиями внутри страны и зарубежными оценками.

— То есть ему необходимо еще раз коснуться проблемы сексуального рабства?

— Исторические факты не изменить. Факт состоит в том, что женщины легкого поведения были. Были и те, кто их агитировал. Нельзя отрицать того, что существовала организованная проституция, которая работала на армию. Несмотря на то, что тогда никаких проблем не было, эти действия непозволительны с точки зрения современных ценностей. Считалось, что сексуальное насилие в военное время является чем-то естественным, но сейчас это преступление против человечества. Количество людей не имеет решающего значения. Кто будет говорить о точном количестве жертв холокоста?

— То есть на действия в прошлом можно смотреть через призму современных ценностей?

— Со временем ценности меняются, однако факты остаются прежними. США — это одна из тех стран, в которых было распространено рабство. Очевидно, что это ошибка. Последствия есть и сейчас. Тем не менее сейчас в США нет рабства. Важно не отрицать факты, а признать, что сейчас бы этого не произошло.

— В заявлении вы указали не только на националистические выражения в Японии, но и на сходную риторику в Китае и Южной Корее.

— Этой темы мы коснулись и в проекте заявления. Любая страна использует историю для подпитки националистических настроений. Эти действия рассчитаны на внутренний рынок, но они крайне опасны. Именно поэтому зарубежные ученые и политики обратили внимание на эту проблему. Никто не хочет, чтобы азиатские страны стали конфликтовать из-за исторических проблем. Эта проблема существует не только в восточной Азии. В связи с историей Второй мировой войны националистические настроения вспыхнули и в восточной Европе. Когда президент России Владимир Путин говорит об Украине, он опирается на тему той войны.

— Почему именно сейчас?

— Вторая мировая война завершилась 70 лет назад, однако послевоенное время шло везде по-разному. В разгар холодной войны Франции и Германии необходимо было действовать сообща в сфере экономики и безопасности, поэтому у них сформировалась общая история. На это ушло полвека, и вот в 1995 году главы многих стран приняли участие в праздновании 50-летия окончания войны. Тем не менее на 50-летии окончания войны восточная Европа не была на первых ролях. Для восточной Европы послевоенный период по-настоящему начался в 1991 году после развала СССР и окончания холодной войны. Только после этого многие страны начали возвращать военную память. Они стали говорить не только об ущербе со стороны Германии, но и со стороны Советского Союза. Восточная Азия похожа на восточную Европу. Долгое время в Японии помнили только войну с США. Это отражено и в названии: «Тихоокеанская война». Но когда холодная война завершилась, странам Азии пришлось строить диалог между собой. Япония склонна считать, что она находится в особых условиях, но это не так.

— Итак, как же снять напряжение?

— Даже если не получится устранить его полностью, его можно снизить за счет символических действий. Классическим примером является то, как в 1970 году канцлер ФРГ Вилли Брандт (Willy Brandt) встал на колени перед монументом жертвам холокоста в Варшаве. Тогда он по сути ничего не сказал. Тем не менее об этом вспоминают и сейчас. Если премьер Абэ возложит цветы к памятнику жертвам сексуального рабства в Сеуле, кто сможет критиковать его?

— В заявлении вы выразили надежду на «смелые действия» со стороны премьера Абэ.

— Эту часть мы добавили после выступления Абэ в США. По моему мнению, ему не обязательно предпринимать какие-то смелые действия. Но я надеюсь, что он способен на мудрые политические поступки. Япония — прекрасная страна. Ее уважают во всем мире. Она обладает огромным невоенным влиянием, которое не стоит использовать для того, чтобы воздействовать на содержание учебников в других странах. Эту силу необходимо применять мудро. Я полагаю, что по проблеме сексуального рабства могут быть подвижки.

Кэрол Глак родилась в 1941 году. Она специализируется на современной истории Японии. Бывшая глава Ассоциации по изучению Азии.

После интервью

В последнее время можно часто встретить слово «антияпонский». Упомянутое заявление также критикуют, используя это слово. Тем не менее, как говорит профессор Глак, подписавшие провели много времени в Японии, посвятив свою жизнь изучению японской истории. Если мнение таких людей называть «антияпонским», то кто же тогда выступает за Японию? Международное внимание обращено на заявление Абэ, приуроченное к 70-летию окончания войны, не только для того, чтобы критиковать Японию.