Минские соглашения все еще актуальны? После публикации отчета ответственной за их реализацию трехсторонней рабочей группы объявленная на выходных отставка спецпредставителя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Хайди Тальявини (Heidi Tagliavini) заставляет опасаться худшего. По всей видимости, стороны сейчас все меньше нацелены на компромисс, и на первое место вновь выходит логика силы.
Уход Тальявини стал еще одним сигналом тревожной ситуации, в которой сейчас оказались украинцы. Хотя минские соглашения (они были сформулированы в сентябре 2014 года и дополнены в феврале этого года) позволили стабилизировать фронт, боевые действия так и не прекратились. Более того, ситуация обострилась с нападением сепаратистов на Марьинку, небольшой город к западу от Донецка, расположенный в буферной зоне под контролем украинских властей. В ход пошло тяжелое оружие. Киевские войска отбили нападение, однако в ходе столкновений погибли несколько военных и мирных жителей.
На самом деле идущее первым пунктом минских соглашений перемирие полностью не соблюдалось ни одной из сторон. В горячих точках на линии разграничения между поддержанными Москвой сепаратистскими республиками и остальной частью страны каждый день возникают все новые стычки.
По возвращении из Минска в середине прошлой недели Хайди Тальявини поделилась с le Temps беспокойством по поводу хрупкости перемирия, однако не стала говорить о провале минских соглашений. «Условия минских соглашений действительно нарушаются каждый день, причем иногда серьезно, — рассказала она. — Тем не менее у нас нет ничего более прочного и признанного, чем эти договоренности, которые представляют собой основополагающие рамки и задают политический курс любым попыткам урегулирования конфликта».
Трехсторонняя рабочая группа включает в себя представителей Украины, России и ОБСЕ. Все высоко оценили опыт Тальявини, которая взяла на себя роль посредника. Она получила это назначение год назад во время председательства Швейцарии в организации, а затем повторно утверждена в должности в январе, когда кресло перешло к Сербии.
В начале мая было сформировано четыре рабочих группы (по безопасности, политике, экономике и гуманитарным вопросам) с участием представителей самопровозглашенных республик. Камнем преткновения стали проведение местных выборов (они должны пройти до середины октября) и темп реформ. Постоянные споры вызывает и вопрос формата переговоров: сепаратисты хотят быть неотъемлемыми участниками переговоров при том, что сейчас у них есть лишь консультативная роль. В минских же соглашениях этот момент четко прописан.
Помимо взаимных обвинений в нарушении условий перемирия, под вопросом оказались многие пункты минских соглашений, не говоря уже о невозможности для ОБСЕ обеспечить работу наблюдательной миссии на всей территории восточной Украины, в том числе на границе с Россией, откуда продолжает идти оружие. По минским соглашениям, пограничный контроль должен перейти к киевским властям по проведению конституционной реформы для децентрализации страны. Киев же не согласен с таким положением дел и хочет вернуть себе это право до голосования по реформе.
На востоке страны задача ОБСЕ становится с каждым днем все сложнее. Ее работа по наблюдению за выполнением условий соглашения навлекает на себя критику обеих сторон, которые не понимают ее сути. В воскресенье в организации сообщили о начале консультаций для поиска замены Хайди Тальявини. Как сообщает источник российского агентства РИА «Новости», швейцарский дипломат подала в отставку из-за разногласий в контактной группе.
Минские соглашения были подписаны Украиной, Россией, Францией и Германией в формате так называемой «нормандской четверки», в основу которой прошла прошедшая год назад встреча всех участников на пляжах Нормандии.