Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Покерная партия Алексиса Ципраса

Кто же на самом деле греческий премьер — гениальный тактик или наивный любитель? После прихода к власти четыре месяца назад он до сих пор затягивает переговоры с Европой в попытке выиграть время, а также стремится задобрить электорат.

© AP Photo / Petros GiannakourisПремьер-министр Греции Алексис Ципрас
Премьер-министр Греции Алексис Ципрас
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В рукаве у Алексиса Ципраса есть несколько козырей, чтобы убедить своих противников или хотя бы заставить их замолчать. Он может обратиться к общественному мнению, которое в своем большинстве выступает за сохранение Греции в еврозоне и опасается катастрофических последствий возвращения к драхме. Премьер играет с идеей референдума по результатам переговоров.

Правительство Алексиса Ципраса продолжает вести партию в покер с кредиторами Греции. После прошедшей 1 июня в Берлине встречи с главой Европейского центрального банка Марио Драги, гендиректором МВФ Кристин Лагард и председателем Европейской комиссии Жаном-Клодом Юнкером (три этих института ссудили деньгами Афины) и состоявшейся два дня спустя беседы Ципраса с Юнкером договоренность, казалось, была близка как никогда. Кредиторы поумерили свои условия касательно требуемого от Греции профицита бюджета (до уплаты процентов по долгу) и реформы рынка труда. Оставались лишь разногласия по пенсионной реформе и НДС. Но компромисс был возможен.

Тем не менее, во время выступления в греческом парламенте Ципрас охладил воспрявшие надежды на скорое окончание кризиса. Он назвал «абсурдными» прозвучавшие в Берлине предложения и заявил, что греческий народ не позволит себя «унижать», вернувшись тем самым к популистским мотивам предвыборной кампании. Призванные успокоить левое крыло его партии СИРИЗА слова прозвучали после решения отказаться от возврата МВФ 600 миллионов евро, которые Греция должна была погасить 5 июня. Последовав единственному в истории примеру Замбии в 1980 году, Афины решили расплатиться по счету разом в конце месяца на общую сумму в 1,6 миллиарда.

Тем временем греческое правительство вновь выложило на стол «российскую карту», дав понять, что ведет с Владимиром Путиным переговоры о впечатляющем «энергетическом договоре» (речь идет о газопроводе, который должен пройти через Турцию и Грецию в Западную Европу в обход Украины).

Выигрыш времени


Кто же такой Алексис Ципрас — гениальный тактик или наивный любитель? Его угрозы и виляния не производят особого впечатления на западных партнеров, а лишь вызывают у них раздражение. После прихода к власти четыре месяца назад он лишь затягивает переговоры в попытке выиграть время. Цель в том, чтобы добиться от кредиторов новых уступок, а самому не идти на компромиссы. В некотором роде, ему это удалось. Все три института, от которых зависит выживание Греции, пошли на смягчение позиций. Кроме того, греческому премьеру удалось добиться политизации вопроса, переведя его от финансистов к политическому руководству.

Как бы то ни было, его поведение ориентировано (наверное, даже в первую очередь) в сторону его собственной партии. Противников решения, каким бы оно ни было, наберется немало. Поэтому Алексису Ципрасу нужно показать, что он боролся до самого конца, не поддавался на ультиматумы и даже смог добиться уступок от кредиторов. Именно таков смысл его статьи в Le Monde, в которой он возлагает на европейцев вину за возможный провал.

Как только в каком-то пункте намечается сближение сторон, он сразу же смещает переговорное поле. По затребованным от него реформам и бюджетной экономии можно найти некий средний путь с соблюдением изначальных требований одних и «красных линий» других. Тогда он вновь поднял вопрос об обсуждении греческого долга (в МВФ согласны, в Европе — нет) и плана подъема экономики.

Но сколько еще Алексис Ципрас сможет тянуть резину? В любом случае, рано или поздно его настигнут финансовые реалии Греции. Государство по факту уже стало банкротом, а пенсии и зарплаты ему удается платить лишь с помощью разного рода уловок. Некоторые министры утверждают, что предпочитают платить пенсионерам, а не иностранным кредиторам. Хотя выбора у них по сути нет: без погашения не будет новых кредитов, без которых не будет денег на пенсии.

Кроме того, премьеру угрожает левое крыло его партии. Многие в СИРИЗА — против сохранения Греции в еврозоне и не согласны с уступками, которые требуются от страны. Во время последнего заседания центрального комитета партии резолюцию левых отклонили лишь с очень небольшим перевесом (95 против 70 при 30 воздержавшихся). С представителями левого крыла (по большей части это выходцы из бывшей Компартии) активно соперничают популисты во главе со спикером парламента Зои Константопулу. Она любит говорить «от имени народа», будь то высмеивание полиции или унижение поспорившего с ней министра из ее собственной партии. Она возглавляет парламентскую комиссию по расследованию возможных преступлений «против греческого народа» при прошлых правительствах.

Новые выборы?

В рукаве у Алексиса Ципраса есть несколько козырей, чтобы убедить своих противников или хотя бы заставить их замолчать. Он может обратиться к общественному мнению, которое в своем большинстве выступает за сохранение Греции в еврозоне и опасается катастрофических последствий возвращения к драхме. Премьер играет с идеей референдума по результатам переговоров.

Кроме того, он может провести новые парламентские выборы. И раз они ведутся по пропорциональной системе, он сам будет составлять избирательные списки партии, что представляет собой эффективный способ давления на депутатов, которые не согласны с руководством, но боятся потерять свое место. По сути СИРИЗА представляет собой объединение политических движений, а не настоящую партию. В частности, в ее составе есть бывшие члены соцпартии ПАСОК, которая периодически меняла у власти «Новую демократию» на протяжение 40 лет после падения власти «черных полковников». Эти люди до сих пор не растеряли остатков клиентелизма. А для этого требуются финансы, для которых в свою очередь нужны субсидии Брюсселя. То есть, что бы они ни думали, по факту это убежденные европейцы.

Наконец, на левом фланге Алексис Ципрас может положиться на традиционную дисциплинированность перешедших демократический центризм бывших коммунистов. Если большинство партии примет компромисс с кредиторами, они согласятся с этим решением.

Сам же премьер не принадлежит ни к одной из вышеупомянутых групп. Его становление прошло в студенческом движении в 1990-2000 годах. Он познакомился там с методами достижения власти и, взобравшись на вершину, хочет на ней удержаться. Для этого ему придется маневрировать между реалиями в стране, противостоянием в партии и общественным мнением. И он по мере сил будет оттягивать час принятия решений. Когда же этот момент, наконец, наступит, он сделает наиболее безопасный для собственного будущего выбор.