Достаточно внимательно посмотреть на мир, чтобы стало понятно, что легкое вооружение — ключевой инструмент для распространения насилия. Повсюду — на войне в Мали, в украинском конфликте, в созданном «Исламским государством» царстве террора, в распадающейся Ливии — стрелковое оружие выполняет функцию масла, подлитого в огонь. Поэтому имеет смысл обратить внимание на последний выпуск «Обзора по легким вооружениям», ежегодного доклада, посвященного влиянию стрелкового оружия («револьверов, самозарядных пистолетов, винтовок и карабинов, автоматов и легких пулеметов») на ситуацию с насилием в мире. Разумеется, этот доклад стоит прочесть целиком: каждая его глава наглядно демонстрирует, как эти вооружения сказываются на различных опасных явлениях — от браконьерства в Африке до повстанческих группировок на севере Мали. Однако некоторые его тезисы должны отдельно заинтересовать тех, кого волнуют проблемы национальной безопасности, оборонной промышленности и противодействия насилию.
Торговля стрелковым оружием (как законная, так и незаконная) процветает
За период с 2001 года по 2011 годы «объем торговли легкими вооружениями почти удвоился» и продолжает расти. В 2012 году стрелкового оружия было продано на 5 миллиардов долларов — это максимум с 2001 года. Как и ожидалось, лидируют в этой области Соединенные Штаты, экспортирующие и импортирующие больше легких вооружений, чем любая другая страна в мире. Из крупных экспортеров «объем экспорта между 2001 и 2012 годами сократился только у Бельгии». Сейчас явно наступило удачное время для продавцов оружия. Следует также заметить, что эти данные относятся только к легальной торговле. Кто знает, насколько выше были бы показатели, если бы можно было учесть незаконный оружейный бизнес.
Появляются новые возможности
Глобальные тенденции не только заставляют переосмыслить структуру международной безопасности, но и открывают новые возможности для производителей легких вооружений. Как отмечается в докладе, урбанизация, приводящая к росту добычи ресурсов, создает необходимость в контроле и обеспечении безопасности. Это привлекает в зоны добычи ресурсов вооруженные структуры — от сил безопасности до преступных группировок и частных охранных компаний. В итоге, несмотря на распространение оружия, уровень безопасности на развивающихся территориях снижается еще сильнее. Более того, вероятность эскалации конфликтов лишь увеличивается, так как многие используют стрелковое оружие для преступных целей.
Не стоит торопиться с отправкой союзникам легких вооружений
Лучше всего об этом сказал Элиас Гролл (Elias Groll) из Foreign Policy: «Оружие, поставленное дружественным странам-клиентам, имеет неприятное свойство через 10, 20 или 30 лет неожиданно оказываться в руках у врагов». Так, по словам Гролла, оружие, которым США снабжали курдов, всплыло у ИГИЛ. После распада Советского Союза его оружие расползлось по всему миру, и сейчас используется, например, на Балканах, в Мали и в Ливии. Возможно, оборонной промышленности стоило бы создать стрелковое оружие, которое смогут использовать только те, кому оно предназначается. Некоторые шаги в этом направлении уже делаются, но их явно недостаточно.
Алекс Уорд — заместитель директора Центра по международной безопасности имени Брента Скаукрофта при Атлантическом совете.