Пожар на нефтебазе «БРСМ-Нафта» под Киевом, который начался в понедельник вечером, за ночь обернулся настоящей катастрофой. Один из горящих резервуаров с топливом взорвался, всю окрестность накрыло пламенем, а с неба пошел черный дождь. Спасателям еле удалось не допустить огонь на нефтебазу KLO по-соседству, а также на военные склады с боеприпасами.
Если бы огонь добрался туда, то последствия взрыва могли бы быть очень плачевными, в том числе и для столицы. Но трагедия все-таки произошла: на пожаре погибли пять человек, 17 пострадавших, в области и Киеве объявлено о сильном загрязнении воздуха. Такого масштабного пожара не было с 60-х годов, когда также горели нефтехранилища.
Погибли и пропали
К месту пожара вчера было сложно подобраться. В двукилометровой зоне вокруг стояли гаишники, которые останавливали машины, предупреждая об опасности. Рядом — машины скорой, обгоревшая техника спасателей (всего сгорело 10 пожарных машин), Нацгвардия в оцеплении...
«Это сегодня так. Температура была настолько сильная, что расплавились мигалки и пластиковые элементы. Краска вон вообще пооблазила, — говорит нам пожарный Михаил. — У ребят, которые выходили из эпицентра огня после утреннего взрыва, расплавилась даже обувь, а телефоны, которые были в карманах, растаяли. Я давал со своего звонить. Они женам отзванивались. Кто-то еще сказал, что у него сын остался, и с ним нет связи».
Позже стало ясно, что во время взрыва погибли трое спасателей. «Увы... обнаружили тела трех погибших... Ребята погибли, бесстрашно борясь с огнем. Честь и память!» — написал глава МВД Арсен Аваков у себя в соцсети. Чуть раньше погибло еще двое — один из них -- 38-летний работник нефтебазы Артур Арустамян. У него осталась жена и двое детей. Он пытался потушить пожар еще в понедельник и сильно обгорел.
«Он сгорел весь. 90% тела были в ожогах, — рассказывает нам волонтер из Василькова Катерина, которая приехала в васильковскую больницу помогать медикам, как только стало известно о ЧП. — Он в себя даже не пришел, хотя я за него молилась. Был еще парень, сгорел на процентов 20, он постоянно кричал. Очень страшно». В тяжелом состоянии находится еще один сотрудник нефтебазы — Александр. У парня — ожоги 50% тела. Всего же, по данным милиции, пострадало более 10 человек...
Ранее в областном ГосЧС заявляли, что во время взрыва пропала связь с 4 спасателями, участвующими в тушении пожара: «3 — это сотрудники ГосЧС и 1 — работник пожарного поезда. Когда пожар был локализирован, на месте были найдены остатки троих из них. Идентифицировать их пока не удалось. Пока не известно, что произошло с четвертым. Пропавшие — это 35-летний майор, замначальника спасательного отряда областного ГосЧС Максим Глазков, двое сотрудников городского управления — это Басовский А. О. и Тарасенко А. М. Четвертый — работник пожарного поезда — 21-летний Евгений Шевчук».
Эвакуация боеприпасов
Всего на пожаре работало 308 человек и 62 единиц техники. «Для наращивания сил были привлечены спасатели из Житомирской, Черкасской, Черниговской областей, которые осуществляли мониторинг и должны были быть задействованы в случае эскалации пожара», — говорят нам в пресс-службе ГосЧС Киевской области. Спасатели говорят, что выжидали, пока масло максимально выгорит — иначе к огню добраться было невозможно.
«На месте 17 резервуаров. 14 полностью разрушены, еще три продолжает гореть, — говорит нам и. о. начальника Главного управления ГосЧС в городе Киеве Валерий Борис. — Сейчас физически мы не можем подступить к тушению из-за высокой температуры. Она составляет порядка тысячи градусов. Не справляются даже теплоотражающие костюмы. Так что мы пока тушим локальные возгорания. Среди нефтепродуктов есть масло, которое водой не потушить, сейчас оно все перегорает. Горел лес вблизи, но этот пожар удалось побороть, равно как и недопустить возгорания на территории соседнего нефтехранилища KLO», — говорит Борис.
Самую большую опасность представляли находящиеся по соседству склады с боеприпасами. Если бы они начали взрываться, то пострадать могли даже окраины Киева. По словам спикера Генштаба ВСУ полковника Владислава Селезнева, с момента начала пожара боеприпасы, которые хранятся на складах, граничащих с зоной возгорания, переместили за периметр военной части: «До сих пор военная техника и 100 бойцов осуществляет охрану периметра, чтобы огонь не перекинулся на территорию части и авиабазы. Были также проведены мероприятия, чтобы это предотвратить — это покос травы, вырубка деревьев. Кроме того, три машины ВСУ на протяжении двух дней оказывали помощь при тушении пожара».
«У нас не хватает специальной пены»
В Европе и в США нефтяные пожары тушат с помощью специальной химической пены. Она должна полностью покрывать территорию возгорания, ограничивая доступ воздуха к горючему. Но, по словам Евгения Червоненко, который в свое время был помощником экс-главы Гос ЧС Виктора Балоги, именно такой пены нам и не хватает. «У нас катастрофическая нехватка техники и специальных средств — в частности, специальной пены, которая не допускает кислород».
Нынешний глава ГОС ЧС Николай Чечеткин в свою очередь уверяет: проблем с техникой нет. «Просто ситуация очень опасная для спасателей, плюс там очень высокая температура. Мы частично загасили территорию, а сейчас выгорают резервуары (по состоянию на 19:00 вчера. — Авт.) с топливом. Когда они до конца выгорят, станет безопаснее. Сейчас будем подгонять пожарный поезд, готовить пенную атаку», — сообщил «Вестям» Чечеткин.
Один из бывших руководителей системы ЧС рассказал нам, что в последнее время управляемость службой упала. «Раньше все прекрасно знали, что на такой нефтяной базе, которая сейчас горит, должна быть специальная пожарная служба, способная бороться с огнем. Да, часть техники уехала на АТО, но при хорошем управлении можно оперативно доставить в Киев нужную технику из Одессы, Николаева. Это первые такие крупные пожары, и если систему не поменять, то будет хуже. Я уверен, что в Чернобыле, например, такой пожар допустили, т. к. не было системы наблюдения».
Селфи на фоне дыма
В район пожара пригнали автобусы для эвакуации местных жителей. Те, правда, покидать свои дома отказались. «Началось временное отселение из двухкилометровой зоны от границы пожара. При необходимости будет осуществляться отселение людей из 10-километровой зоны. Было подготовлено 20 автобусов. Правда, эвакуация имела рекомендательный характер, и люди отказались», — сообщил председатель ГосЧС Николай Чечеткин.
Кстати, вчера в Василькове жизнь шла своим чередом — гуляли мамы с колясками, на рынке шла торговля. Разве что молодежь делала селфи на фоне огромного столба дыма. А вот в соцсетях началась настоящая паника: люди писали, что нужно срочно надевать ватные повязки, закрывать окна, а еще скупать бензин, который сейчас станет дефицитом. Но испугаться было чему: появились фото черного дождя, который выпал в Киевской области: машины и одежда людей были полностью черными.
«После взрыва с неба сыпались капли нефтепродуктов. Длилось это минуты две, но покрыло все в радиусе километра», — говорит нам спасатель и показывает на «дождевые» следы.
К 22:00 пожар был локализирован. По крайней мере об этом заявил глава МВД Арсен Аваков. «Эпицентр огня локализован. Выгорает. Будет выгорать несколько часов», — сообщил министр. На момент сдачи номера пожар еще тушили, на месте работало 45 единиц спецтехники и несколько сотен людей.
Версии произошедшего
Умышленный поджог
Этой версии придерживаются представители компании БРСМ. В частности, там заявили, что уже больше года — с 22 апреля 2014 года — их АЗК подвергаются системным нападениям неизвестных лиц. Одно из самых страшных ЧП: год назад на АЗС в Переяславе-Хмельницком (Киевская обл.) взорвалась газо-воздушная смесь, что привело к гибели шести человек.
«Эти случаи мы расцениваем как прямое запугивание владельцев, многотысячный персонал и инвесторов в противозаконной конкурентной борьбе заинтересованных лиц», — отметил «Вестям» директор департамента стратегического маркетинга сети АЗК «БРСМ-Нафта» Александр Мельничук. Однако при этом не уточнил, кем могут быть эти самые заинтересованные лица или какие компании-конкуренты представлять.
Впрочем, официально эксперты уверяют, что они не слышали о том, чтобы кто-то покушался на бизнес экс-министра топлива Эдуарда Ставицкого, к сфере влияния которого относят БРСМ. «Мы не видим политической или бизнес-подоплеки», — заявил президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов в Украине» Леонид Косянчук. Но неофициально эту версию обсуждают в экспертных кругах и считают вероятной: слишком много ЧП происходит в последнее время с заправками БРСМ. К тому же попытки отжима бизнеса у представителей бывший власти сейчас явление очень распространенное. В милиции же заявили: пока версия о теракте или умышленном поджоге не подтверждается.
Несоблюдение техники безопасности
Вторая версия — нарушение правил техники безопасности на базе. Ряд экспертов утверждают, что причина в производстве на базе кустарного топлива.
«Эта база была крупнейшим центром производства кустарного топлива, — заявляет директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. — Об этом также свидетельствуют отчеты железной дороги, где говорится, что на базу в огромных объемах поступали сырье и компоненты для производства такого топлива, как газовый конденсат, бентановая фракция и т. д. Как говорят мои источники, именно в процессе производства данных топлив возникла внештатная ситуация, пошла непредсказуемая химическая реакция, которая и привела ко взрыву», — сказал нам Куюн. В милиции говорят, что выводы можно будет делать только после проведения тщательного расследования. А в БРСМ категорически отвергают эти обвинения, заявляя, что такими версиями пытаются увести в сторону от реальных причин трагедии.
Последствия
Несмотря на то что весь день специалисты успокаивали киевлян, что воздух в городе безопасный и пожар на атмосферу никак не повлиял, к вечеру стало ясно: опасность есть. Мэр Киева Виталий Кличко заявил, что состав веществ в воздухе, которые появляются в процессе горения, превышает гранично допустимые концентрации. «По результатам исследований, 9 июня состав ангидрида сернистого в воздухе в контрольных точках превышал гранично допустимую концентрацию в 2,5 – 6,7 раза», — заявили киевские власти. Это вещество может вызывать раздражение слизистой оболочки глаз, горла, заболевание верхних дыхательных путей...
Кличко распорядился ввести в Киеве экстренные меры безопасности: запрещено сжигать отходы и готовить еду на открытом воздухе (разжигать мангал, например), движение грузовиков в городе ограничат, а все улицы в столице будут ежедневно поливать. «Обращаюсь с просьбой к людям, имеющим хронические заболевания верхних дыхательных путей, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания легких, кожи и аллергические проявления, ограничить пребывание на свежем воздухе», — заявил Кличко. Кроме того, врачи рекомендуют также особо не открывать окна, почаще делать влажную уборку, а на улице не курить.
Кислотные дожди
Для жителей Киевской области ситуацию по загрязненности воздуха признали еще более серьезной. Вчера Госкомиссия по техногенно-экологической безопасности определила опасную зону радиусом 10 км от эпицентра пожара (сюда входят Глеваха, Ксаверовка, Калиновка, Мархалевка, Васильков). Беременным женщинам и детям рекомендовали даже на время уехать.
Как отметила глава Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко, последствия для экологии в регионе будут критические: «В первую очередь это масштабное загрязнение воздуха, которое происходит из-за сгорания нефтепродуктов, — это оксид серы, окись азота, углеводорода. Это способствует выпаду кислотных дождей, которые могут пойти за десятки километров от места пожара. Дымовые и минеральные остатки в виде пепла или пленки оседают уже на домах, на земле, на растениях и деревьях. Кроме того, очень много нефтепродуктов попало на землю, просачивается внутрь и загрязняет грунтовые воды. Через них оно может перейти по грунтовым водам и оказаться в колодцах за много километров от места происшествия».
Под угрозой — урожаи
В наиболее пострадавшем регионе выращиваются в промышленных масштабах помидоры и огурцы. И это не считая клубники, картошки, яблок, которые сельские жители возят продавать на столичные рынки. В целом экологи не склонны драматизировать ситуацию с урожаем.
«Продукты горения для тех же огурцов и помидоров не опасны. Нужно просто тщательно помыть — и все. Если же выпадут кислотные дожди, будет хуже. Они обжигают плоды, и те сохнут и желтеют», — говорит директор эколого-культурного центра Владимир Борейко. Тимочко, правда, считает, что и сами продукты горения несут в себе опасность. «Надо применить специальные технологии очищения, которые используются при таких нефтяных загрязнениях. Но те зеленые насаждения, которые уже покрыты этой отравой, очистить нельзя», — говорит она.
Цены на бензин
Сразу после взрыва поползли слухи, что в столице и области в ближайшие дни образуется дефицит топлива, а цены на АЗС могут резко вырасти. Но эксперты уверяют, что это не так. «БРСМ не является самым крупным игроком даже в Киевском регионе. Так что на фоне 35% общего падения спроса на бензин ожидать возникновения дефицита на других заправках не стоит», — считает соучредитель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Что касается цены, то по мнению директора «А-95» Сергея Куюна, цены совсем чуть-чуть (на 1-1,5 грн.) могут поднять разве что бюджетные заправки. Ведь БРСМ держала одни из самых низких цен на рынке.