Есть две «профессиональные» категории, которые обычные люди, как правило, не очень любят, но в то же время подсознательно чрезвычайно высоко ставят в плане интеллектуальных и организационных способностей.
Первая из них, как ни странно, криминал. В любом преступнике обыватель видит чуть ли не профессора Мориарти, изощренного злодея, гениально просчитывающего свои преступления так, что у незадачливых правоохранителей нет никаких шансов найти злоумышленников (хотя все-таки их регулярно ловят).
Ну а вторая категория — политики. Они еще более аморальные типы, чем обычные уголовники, все их мысли заняты тем, как набить свои карманы и заодно сделать народу похуже. В этом деле они большие доки, далеко и глубоко просчитывают все свои шаги и даже отдельные фразы. Чего греха таить, и ваш покорный слуга, как и положено политобозревателю, частенько ищет двойной, тройной, а то и еще более глубокий смысл в случайно оброненной фразе видного политика.
Но часто такое мнение — не более чем устоявшийся стереотип. Любой оперативник вам подтвердит, что подавляющее большинство уголовников — абсолютно примитивные, дегенеративные личности, с практически полным отсутствием интеллекта, что прямо проявляется и в их «профессиональной» деятельности.
Ну и политики тоже бывают разные. Нередко оказывается, что восхождению на властный Олимп человек обязан не своим талантам, а везению, случайному стечению обстоятельств, наличию покровителей, которым часто как раз и не нужно, чтобы их протеже блистал интеллектуальными способностями, ведь высокий интеллект подразумевает и стремление к самостоятельности. Причем очень часто гарантией острого ума не является ни наличие «блестящего» образования, ни знание иностранных языков, что часто у нас воспринимается как свидетельство сильного интеллекта.
Не является особым секретом то «покровительство», которое оказывали США бывшим президентам Украины и Грузии Виктору Ющенко и Михаилу Саакашвили (давеча назначенному губернатором Одесской обл.), но многие ли рискнут наградить их эпитетом «умный человек»?
Между тем некоторое время назад, подробно анализируя биографию Арсения Яценюка, «2000» задавались вопросом, не обусловлен ли его карьерный взлет «наличием могущественной руки, которая «тащила» перспективного молодого человека по всем ключевым постам (при том, что ни на одном заметных успехов у него не было, а в качестве председателя Верховной рады он откровенно провалился) для получения им необходимого «стажа» и опыта и создания имиджа гениального дарования, чтобы заменить бесперспективного Ющенко?»
И вот настал срок Арсению Петровичу занять вторую по реальной значимости должность в стране (на номинально второй — председателя парламента — он уже поработал), а «таланты»-то никуда не делись, на публичной и ответственной должности порой поражая, извините за откровенность, феерической глупостью.
Чего стоит сделанный премьером то ли в шутку, то ли всерьез «прозноз»: «Я думаю, что лет через десять господин Юнкер может стать президентом Украины, а президент Порошенко будет руководить Европейской комиссией»? Не будем, конечно, подробно останавливаться на том, что о «европейских перспективах» Украины партнеры в последнее время неоднократно высказывались совершенно четко и однозначно, как и на том, что в независимых государствах не принято назначать «варягов» на высшие государственные посты, и страны ЕС в этом плане — не исключение (хотя Украина тут идет «своим путем»).
Оценим эту шутку с чисто житейской точки зрения — любопытно, понравился ли бы Арсению Петровичу чей-нибудь прогноз, что через десять лет он займет должность, скажем, главы Конотопской райгосадминистрации? А ведь подозреваю, что для главы Еврокомиссии г-на Юнкера Украина еще более незавидное место, чем для нынешнего украинского премьера — Конотоп. В общем, крайне неудачная и бестактная шутка в отношении очень важного партнера по переговорам, благорасположение которого так старается получить нынешняя власть.
Из последних решений правительства и сопровождающих их заявлений премьера ну как не выделить истерику вокруг не очень удачных попыток реструктуризировать внешние долги и получить новые кредиты. «Помогите не словом, а долларом, а точнее миллиардом», срывался на крик в Раде Арсений Петрович, представляя законопроект, позволяющий приостанавливать выплаты по реструктурируемым внешним долговым обязательствам.
Но к кому обращен этот призыв? Ведь под действие закона подпадают не кредиты от МВФ, Всемирного банка и других международных финансовых структур, в которых, безусловно, главная — политическая составляющая, а сугубо коммерческие займы, взятые у частных структур (единственное исключение — заем в 3миллиарда долларов, взятый в декабре 2013 г. у России, но ведь и он был оформлен как покупка предусмотрительными соседями украинских еврооблигаций через Дублинскую биржу).
Все прочие — коммерческие кредиты, предоставленные коммерческими структурами исключительно с целью получения прибыли на свои капиталы. И призывы «помочь», да еще «миллиардом», к их владельцам — выглядят странно. Тем более что большинство из них представляют собой инвестиционные фонды, куда многочисленные вкладчики несут свои сбережения в расчете на то, что управленцы фонда распорядятся ими наилучшим образом, обеспечив клиентам наибольший доход. И «благотворительность» тут абсолютно неуместна, поскольку неизбежно вызовет подрыв доверия вкладчиков к владельцам фонда.
Так зачем ставить себя (и страну) в глупое положение, выклянчивая то, что все равно никто не даст?
А премьер не унимается. «Значит, международные кредиторы были щедры и дружелюбны к президенту Януковичу, зная, что он точно не самый лучший парень в мире. Но они дали его режиму 40 миллиардов долларов», — жалуется он в интервью Financial Times.
Нет бы задуматься, что если «тебе» таких денег не дают, то, похоже, и тебя не считают совсем уж «хорошим парнем». Или хотя бы надежным. А последний «параметр» для кредиторов, безусловно, самый важный. И постоянно демонстрируемая в публичных выступлениях некомпетентность и просто глупость такого доверия отнюдь не добавляет. Выдержка, умение правильно поставить себя куда более эффективны в финансовых переговорах, чем публичная истерика.
Впрочем, умение правильно оценить свои возможности и козыри крайне необходимо в любой ситуации, а уж государственному деятелю — и подавно. И тут свойственное Арсению Яценюку желание показать свою «крутость» и решительность явно сыграло с ним (и с Украиной) злую шутку.
«НАК «Нафтогаз Украины» подал в Стокгольмский арбитраж исковые требования о возмещении убытков и внесении изменений в транзитный контракт с Газпромом. В течение полугода после первого обращения в арбитраж по транзитному контракту ведущие международные эксперты и юристы осуществили значительный объем работы, чтобы четко доказать, что транзитный контракт является несправедливым по отношению к Украине, и более 10 млрд. долл. должны быть выплачены Нафтогазу со стороны «Газпрома» в качестве компенсации убытков», — написал Яценюк на своей странице в Фейсбуке. «Общая сумма наших претензий к «Газпрому» по контракту на покупку газа и контракту на транзит уже превысила 16 миллиардов долларов», — написал он 1 мая.
Цифра, конечно, «грозная». Нафтогаз, в частности, требует обязать Газпром выплатить ему компенсацию за не предоставленные для транзита объемы газа в сумме 3,2 миллиарда долларов, а также проценты на эту сумму. Также Нафтогаз требует задним числом пересмотреть цену на газ и взыскать с Газпрома все переплаты, полученные с мая 2011 г. (по оценке Нафтогаза — не менее 6 миллиарда долларов).
Однако и ответ из Москвы не заставил себя долго ждать. Глава Газпрома Алексей Миллер заявил: «Есть договоренность, что Газпром с 1 ноября 2014 года в течение 5 месяцев не предъявляет штрафы Украине по условию «бери или плати». Но с 1 января 2014 года до 31 октября 2014 года Газпром предъявляет Нафтогазу, согласно контракту, 8,197 миллиарда долларов штрафных санкций за невыборку газа. Соответствующее представление Нафтогаз» было направлено 28 мая. Аналогичное представление будет направлено в Стокгольмский арбитраж».
Общая же сумма долгов Нафтогаза с учетом новых штрафных санкций составит 29,477 миллиарда долларов., из которых 2,604 миллиарда — задолженность Украины за поставки газа в 2013—2014 гг. (с учетом процентов общая сумма иска «Газпрома», поданного еще в июне прошлого года, составляет свыше 4,5 миллиарда долларов); 200 миллионов долларов. — долг за поставки на юго-восток Украины, остальная сумма задолженности — долги за невыборку газа в 2012—2013 гг. (видимо, этот «аргумент» Газпром пока держит в запасе).
Честно говоря, аргументы «Газпрома» выглядят куда весомее — ведь требования компенсаций за недопоставку объемов транзита, с которыми выступила по инициативе премьера украинская сторона, перекрываются с лихвой (да еще какой!) претензиями относительно недобора Украиной законтрактованного газа. К слову, не все помнят, что в «легендарном» контракте от 2009 г. для российской стороны предусмотрены абсолютно зеркальные санкции за недопоставку контрактных объемов газа Украине. Так что сомнительные со всех точек зрения ссылки на «несправедливость» контракта выглядят весьма неубедительно. Да и не слишком ли часто премьер по всем поводам жалуется на «несправедливость»?
Возможно, Яценюк рассчитывает, что в этом случае западные партнеры (Швеция) проявят больше «понимания», ведь речь идет не об их деньгах, а о возможности «засудить» агрессивную Россию, но нужно понимать, что Стокгольмский арбитраж, выполняющий роль третейского судьи (т. е. инстанции, в которой стороны заранее соглашаются разрешать свои споры), это и солидный источник доходов для Швеции, и фактор, значительно повышающий ее вес и авторитет на международной арене. Политически мотивированное и абсурдное с точки зрения деловой логики решение может навсегда погубить его репутацию. Так что и в этой истории Яценюк явно «заигрался».
Впрочем, желанием угодить «партнерам» обусловлен и самый известный (хотя других и не вспомню) персональный проект Арсения Яценюка — заградительная стена на границе с Россией, громко названная «Европейский вал». Ведь в свое время он прямо признавал (правда, в некоей закрытой аудитории, но видео в интернете сохранилось), что «никто никого не собирается туда (в ЕС. — прим. автора) принимать. Мы это поняли. Тем более — Украину... Украина выступает в роли большой приграничной полосы между ЕС и Росссией... ЕС пошел по пути формирования пояса безопасности».
Абсурдный с практической точки зрения проект стал настоящей идеей фикс премьера с самого начала его «каденции». Еще свежи в памяти его инспекционные выезды на место, обсуждения проекта заграждений, решения о выделении средств. Многие видели в этом стремление под шумок учинить грандиозный «распил», но скажем прямо — «пилить» можно на любом проекте, государственной программе, более того, чем меньше общественного внимания к такой программе, тем проще «осваивать» средства. Так что в данном случае это банальный пиар и самодурство.
И вот «Проект обустройства украинско-российской границы частично остался... без забора. По словам премьер-министра Арсения Яценюка, такое решение было принято из практических соображений. «Если ставить ограждения по всей границе, то нужно еще ставить и пограничников, чтобы они охраняли это заграждение, потому что его украдут», — отметил премьер.
А до этого Яценюк не догадывался, что любое заградительное сооружение способно выполнять свои функции только в том случае, если его охраняют соответствующие люди, что его назначение и состоит в повышении эффективности работы этих людей? Теперь же оказывается, что пограничников там иметь и не предполагалось, да и нужны они только для того, чтобы уберечь стену от разворовывания. Т. е. выходит, что сейчас, пока стены нет, их нет и на границе? По логике премьера — это так.
Впрочем, в кабмине говорят, что не отказались от проекта, а просто переформатировали его. «Забор будет только возле пунктов пропуска для прикрытия флангов, ведь очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда граждане, не пропущенные через границу, пытаются пройти вне пункта пропуска на участке от одного до двух километров», — сообщил помощник главы Госпогранслужбы Олег Слободян.
И снова элементарная логика подсказывает, что «огородами» возле КПП могут пытаться пересечь границу только мелкие нарушители, а «серьезные люди», особенно собирающиеся «угрожать безопасности Украины» (ведь главным образом против них сооружается стена), и к вопросу пересечения границы подходят «серьезно». Или охраняем не там, где существует реальная угроза, а где это удобнее? И тут же поневоле вспомнишь версию о прикрытии банального распила.
Желанием потрафить западным партнером на, так сказать, ментальном уровне можно объяснить, пожалуй, самое знаменитое высказывание Яценюка, сделанное в эфире немецкого телеканала ARD: «Мы все хорошо с вами помним советское вторжение как на Украину, так и в том числе — в Германию. Этого нужно избежать. И никому не позволено переписывать результаты Второй мировой войны, что пытается сделать президент России господин Путин».
Эта тирада премьера заставила меня вспомнить «русо туристо» из интермедии Михаила Задорнова начала 90-х, который, прибыв в Германию, из лучших чувств поприветствовал тамошнего пограничника «Хайль Гитлер» и тут же был отправлен обратно с «волчьим билетом» на последующие 10 лет.
Но премьер-министру крупной европейской страны, в прошлом министру иностранных дел и председателю парламента, следовало бы знать, насколько для нынешних немцев болезненна тема нацизма, причем особенно когда ее вспоминают в «сочувственном» к ним ключе, дескать, я-то понимаю ваши истинные чувства, и вообще в ту войну мы были по одну сторону фронта (а ведь только так можно интерпретировать его заявление).
Не зря, комментируя заявление Яценюка, представитель германского МИДа Мартин Шефер наряду со словами о том, что «это — выражение свободы, которая для нас очень важна. Поэтому вопросы об интерпретации высказываний следует направлять не правительству Германии, а автору этих заявлений» (и гостя не обидел, и «стрелки» перевел), напомнил, что «нацистская Германия во время Второй мировой войны вела страшную захватническую войну против Советского Союза», которая стала причиной «невыразимых страданий несметного числа русских, украинцев и других граждан СССР». «Позиция Германии по отношению к этому периоду ее истории предельно ясна, а позиция правительства ФРГ остается абсолютно неизменной».
Так что вопрос о том, помогли ли решению поставленных задач сделанные Арсением Яценюком «тонкие намеки», можно смело отнести к категории риторических. Что же касается «недопустимости пересмотра итогов Второй мировой войны», то остается напомнить, что по ним Украина осталась в составе СССР (стала жертвой советского вторжения — по терминологии премьера), а кардинальный пересмотр ее итогов состоялся в начале 90-х, когда Германия воссоединилась, Восточный блок распался (позднее его члены вступили в НАТО и ЕС), а советские республики получили независимость. Не скажу насчет Украины, но немцам тема «непересмотра» итогов Второй мировой вряд ли понравится.
Порой же за заявлениями премьера просматривается даже не отсутствие аналитического мышления, способности адекватно просчитывать последствия своих заявлений и решений, а банальная некомпетентность, незнание элементарных вещей, которые он просто обязан знать.
Так, в октябре минувшего года в эфире программы «Факты» он сообщил телезрителям, что «Согласно законодательству, батареи включаются на третий день, когда температура достигает «минус 8». Как только температурные режимы будут соответствовать...» Ведущая программы Оксана Соколова попыталась уточнить, действительно ли глава правительства имел в виду то, что сказал: «Плюс 8, очевидно. Или минус 8?» Несомненно, любой человек может сделать оговорку, но премьер продолжал настаивать на своем:
«Ну, там бывает, когда вечером «минус 8». Как только соответствуют температурные режимы, мы тут же включаем отопление» Т. е. он не только «убежденно» спутал «минус» с «плюсом», но, оказывается, не знал самого принципа, по которому определяется начало отопительного сезона, а стартует он при среднесуточной температуре +8°. А ведь это один из ключевых для жизнеобеспечения страны вопросов!
К слову, по данным синоптиков, среднесуточная температура минус 8 градусов фиксируется обычно в январе и первой декаде февраля. Но премьер не смог даже «включить логику» и сообразить, что если даже только ночью «минус 8», то в жилищах без отопления будет крайне холодно.
В общем, завершая анализ «талантов» нынешнего премьера, поневоле вспоминаешь правителя из классической сказки, «новым платьем» которого восторгались все подданные, дабы не прослыть глупцами и лодырями, пока один мальчик не воскликнул: «А король-то голый!» Но когда мы соберемся сказать то же самое нашему премьеру?