За последние месяцы свободно избранное правительство на Украине предприняло радикальные шаги по реформированию экономики, борьбе с коррупцией и восстановлению институтов демократии. Оно навязало рядовым украинцам болезненные меры жесткой экономии, лишило олигархов политических и экономических привилегий и переписало законы, чтобы создать благоприятные условия для свободного предпринимательства и иностранных инвестиций. Правительство делает все это, ведя войну низкой интенсивности против России, которая направила на восток Украины примерно 10 тысяч военнослужащих и во взаимодействии со своими местными ставленниками почти ежедневно совершает нападения на украинские войска.
Украинские лидеры, такие, как посетивший на этой неделе Вашингтон премьер-министр Арсений Яценюк, считают, что они ведут борьбу в защиту западной демократии от империалистического самовластия Владимира Путина. «Речь идет об основополагающих ценностях свободного мира, — заявил он нам. — Если мы потерпим неудачу, это будет неудача всего свободного мира».
Несмотря на все усилия правительства, шансы на крах у Украины тревожно велики. Правительство Яценюка борется не только с военными нападениями, совершаемыми под руководством России в нарушение заключенных в феврале мирных договоренностей. Оно ведет борьбу за выполнение тяжелейших финансовых обязательств. Частные кредиторы, в том числе, инвестиционная компания Franklin Templeton Investments, вопреки разрешению МВФ отказываются реструктурировать долги, хотя это просто необходимо для того, чтобы страна за четыре года сэкономила 15 миллиардов долларов.
Между тем, Соединенные Штаты и Европейский Союз оказывают крайне незначительную финансовую помощь, включающую американские гарантии по займам на три миллиарда долларов сроком на два года. Лидеры «Большой семерки» договорились на этой неделе на своем саммите сохранить санкции против России, пока она не выполнит условия мирного соглашения, на которые сама согласилась; однако администрация Обамы и ее европейские союзники по-прежнему отказывают Украине в остро необходимой ей финансовой поддержке, не говоря уже об оборонительном оружии, которое постоянно просит Киев.
Нет даже символических мер политической поддержки. Если японский премьер-министр Синдзо Абэ на прошлой неделе посетил Киев и пообещал ему больше помощи, то президент Обама, который, как и Абэ, был в Германии на саммите G-7, на Украину не поехал.
Яценюк сказал, что он вновь обратился к США за военной помощью на встречах в Белом доме и конгрессе, который двухпартийным большинством уже принял решение о поставках оружия. Для спасения Украины, заявил он, «вы должны остановить войну. Чтобы остановить войну, вы должны приложить все усилия, в том числе дипломатические и военные. Мы согласны, что военного решения проблемы не существует. Но нет иного способа сдержать Россию, кроме создания сильной и эффективной украинской армии».
Яценюк заручился определенной поддержкой министра финансов Джейкоба Лью (Jacob Lew), который, согласно опубликованному заявлению, «подчеркнул неизменную решимость США и международного сообщества оказывать Украине необходимую финансовую помощь». Группа сенаторов, с которой встречался украинский руководитель, в том числе, лидер меньшинства Ричард Дурбин (Richard J. Durbin), поддержала его просьбу о военной помощи, за что ранее выступили госсекретарь и министр обороны.
Чего не хватает, так это решения Обамы сделать оборону Украины приоритетом. Президент уступил лидерство в этом вопросе Германии и Франции, и игнорирует тех членов администрации, которые выступают за поставки вооружений. Отправляя в прошлом месяце госсекретаря Джона Керри на встречу с Путиным, Обама, похоже, больше хотел добиться от российского руководителя содействия в иранском вопросе, нежели прекращения продолжающейся агрессии.
Более глубокая преданность США Украине не гарантирует ей успех. Однако весьма прохладная поддержка, которую демонстрирует Обама, может привести дело западной демократии к катастрофическому провалу.