На саммите G7 участники подтвердили, что не позволят расширять территории за счет силы. Это заявление было сделано с учетом действий России и Китая. Отношения между РФ и КНР, которые сложились в последнее время, называют «медовым месяцем». Тем не менее московский китаист Алексей Маслов указывает на то, что эти страны живут в совершенно разных мирах. По его мнению, Японии необходимо пересмотреть дипломатию в отношении России.
Главы западных стран отказались принять участие в праздновании Дня Победы в Москве. При этом глава Китая Си Цзиньпин участвовал в мероприятии. Москва и Пекин договорились развивать проект поставки в Китай газа из западной Сибири, а также построить высокоскоростную железную дорогу протяженностью около 800 километров, которая соединит Москву с Казанью. После этого в Средиземном море прошли первые российско-китайские военно-морские учения.
— Складывается впечатление, что в последнее время российско-китайские отношения стали еще более близкими.
Маслов: Прежде всего стоит отметить, что сейчас цели и намерения России и Китая во многом совпадают. Они хотят встать в один ряд с мировыми сверхдержавами, чтобы те прислушивались к их требованиям. В последнее время многие российские эксперты рассматривают G7 в качестве пережитка уходящего ХХ столетия. Организацией ХХI века они называют БРИКС. Можно сказать, что сейчас Россия и Китай похожи на молодоженов, которые еще не подозревают о различиях в характерах друг друга.
— То есть, все-таки у них еще пока «медовый месяц»?
— Надо тщательно проанализировать факты. Очевидно, что лучше всего отношения между Россией и Китаем складываются в экономической сфере. Они основаны на экспорте в КНР российской нефти и газа. Россия хочет расширить сотрудничество с целью развития передовых технологий и новой промышленности, однако подвижек в этом пока не видно. Переговоры по ценам на газ также проходят негладко. Поскольку Китай может приобрести газ в Туркменистане, ему нет необходимости соглашаться на высокие цены. Также под влиянием украинского кризиса сократились поставки российского газа в Европу, поэтому Китай находится в выгодном положении. Что касается нефти, то Казахстан готов продавать ее Китаю по низким ценам. В этих условиях Пекин требует от Москвы более «дружеских цен».
— После ухудшения отношений с Западом президент Путин заявил о повороте на восток.
— Пекин воспринял это как поворот к Китаю. Тем не менее для России Восток означает Японию, Южную Корею и страны АСЕАН. Китай думает, что Россия будет продавать нефть и газ только ему, однако Россия хочет сотрудничать с Японией и другими восточными странами. Китайские власти продвигают экономическую идею «одного пояса, одного пути». Это Шелковый путь, который должен пройти по морю и по материку. Китай хочет, чтобы с использованием китайского капитала Россия приняла участие в строительстве инфраструктуры, которая свяжет Азию с Европой, однако Москва пока не выразила своего намерения участвовать в этом проекте. Смысл Шелкового пути состоит в том, чтобы укрепить позиции Китая. Другие страны нужны Китаю только для того, чтобы осуществить собственную политику. То, что Китай будет финансировать строительство новой транспортной сети, выгодно для других стран, однако велика опасность, что они окажутся в полной зависимости от Китая. У России есть собственная идея: экономическое единение с Белоруссией, Казахстаном и другими странами бывшего СССР. Главная цель — возродить производство, текстильную промышленность и животноводство с использованием передовых технологий, однако Россия запоздала с тем, чтобы вливать в эти сферы нефтяные капиталы, полученные после 2000 года в результате высоких цен на нефть. Китай же силен в этих областях. Поэтому, чтобы Китай не вышел на лидирующие позиции, Россия не хочет принимать полное участие в проекте Шелкового пути. Она намерена ограничиться частичным сотрудничеством.
— Теперь мне ясны аспекты соперничества между РФ и КНР в экономической сфере, а что вы можете сказать о политике? Подходы быстроразвивающихся стран и стран Запада к праздничным мероприятии в Москве сильно отличались друг от друга.
— Нельзя сказать, что в мире появилось два новых лагеря. Россия отошла от сотрудничества с Западом и пытается вернуться к политической модели, при которой она будет противостоять западным странам, объединив вокруг себя единомышленников. Тем не менее нельзя сказать, что Китай находится на российской стороне. Пекин проводит очень гибкую политику: он старается также укрепить сотрудничество с США в сфере торговли и технологий.
— Китай также не признал и присоединение Крыма Россией.
— Пекин мудро дистанцируется от этой проблемы. У него есть свои проблемы в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и Тибете, связанные с движением за независимость, поэтому он настороженно относится к вопросам, которые могут простимулировать подобные настроения.
— Но по проблеме исторического восприятия Китай на одной стороне баррикад с Россией.
— Китай хочет в очередной раз четко указать на то, что японо-китайская война является частью Второй мировой. Мир практически забыл о роли Китая в Великой отечественной войне и о том, что он является победителем. Для того, чтобы напомнить об этом, ему нужна поддержка других стран, а именно - России. Но на самом деле победу над Японией одержал Гоминдан. Коммунистическая партия большую роль в этой победе не сыграла. При этом администрации Си необходимо сплотить народ, поскольку в стране есть не только проблема классового расслоения, но и территориальные споры с Японией, Вьетнамом и Филиппинами. Япония в этом дискурсе нужна для того, чтобы показать народу, что победа была одержана благодаря действиям коммунистической партии. Я думаю, таким образом Си пытается укрепить основу власти. Путин не хочет стать игрушкой в политической игре Китая. Несмотря на празднование Дня Победы в Москве, он не стал критиковать лидеров западных стран за отсутствие.
— То есть нельзя сказать, что интересы России и Китая в политической сфере полностью совпадают. Как Японии реагировать на подобные обстоятельства?
— На Дальнем Востоке Россия создала несколько десятков зон опережающего развития. Для предприятий, работающих там, будут введены налоговые льготы. Для японских компаний условия идентичные! Например, можно создать совместное российско-японское предприятие по производству пищевого сырья и продавать это сырье в Китай. Российские политические и экономические круги склонны сотрудничать с японским, а не китайским бизнесом. Сейчас в стране Путина критикуют за то, что Россия стала частью китайской политики. Если Япония предложит России свой оригинальный план, президент Путин сможет избавиться от подобной критики. Это очень важно.
— Готова ли Россия пойти на уступки по «северным территориям» для укрепления отношений с Японией?
— Нужно учитывать рост патриотических настроений в российском обществе. Для того, чтобы различные социальные слои правильно поняли значение конструктивного решения территориального вопроса, крайне важно создать доверительные отношения с Японией, чтобы народ относился к ней как к надежному и долгосрочному партнеру. Необходимо, чтобы страны как можно чаще соприкасались в таких сферах, как экономика, культура, наука и образование. Можно предложить совместные экономические проекты на островах Хабомаи, Шикотан и Кунашир. Аналогичное сотрудничество возможно и в Хабаровске. Если будут видны результаты сотрудничества, Путину будет необязательно оправдываться тем, что он отдал острова ради денег. С точки зрения доверительных отношений премьер-министр Японии Синдзо Абэ (Shinzo Abe) не вовремя посетил Украину. Россия укрепляет отношения с Китаем, но ей нужны и другие партнеры в Азии. Визит Абэ на Украину подтолкнул Россию в сторону сотрудничества с Китаем и активизировал тех, кто против сближения с Японией. Сейчас Китай намного сильнее России. Если японские и корейские компании не появятся на российском Дальнем Востоке, и правительства этих стран не поддержат Россию, Китай легко получит природные ресурсы Сибири и станет самой сильной страной на Земле. Очевидно, что это не в интересах Японии. Токио необходимо проводить сбалансированную политику в отношении России, чтобы замедлить ее скорость сближения с Китаем.
Алексей Маслов родился в 1964 году. Изучал современную историю Китая в МГУ. Специализация — теория китайской цивилизации и современная история. Занимает важный пост в сфере научного обмена между Китаем и Россией.
После интервью:
Маслов является президентом Федерации шаолиньских боевых искусств. Боевым искусствам он начал обучаться 25 лет назад в шаолиньском монастыре. Маслов общается со многими китайцами. Его мнение о Китае отличается от распространенного в России. По мнению многих российских китаистов, «медовый месяц» в российско-китайских отношениях превратится в крепкое стратегическое партнерство. Хорошо зная образ мыслей китайцев, он откровенно высказал свое мнение о том, по какому пути следует пойти Японии.