В среду Владимиру Путину удалось получить (пусть и слабое) утешение во время визита в Италию. На Всемирной выставке в Милане его ждала горстка сторонников с плакатом «Путин, спаси мир» и теплая встреча премьера Маттео Ренци. Глава итальянского правительства лишь вскользь упомянул о «разногласиях» ЕС и России по украинскому вопросу, отметил «традиционную дружбу Рима и Москвы» и подчеркнул общую опасность со стороны «террористической угрозы». Было объявлено о запуске проекта выпуска вертолетов для нефтяной промышленности, в котором будет участвовать Роснефть, Ростехнологии и итальянская Finmeccanica. Маттео Ренци пообещал приехать на будущий Чемпионат мира по футболу 2018 года, проведение которого было доверено России при спорных обстоятельствах.
Путину нужно было разбить западный ледяной покров вокруг России. После вспышки насилия в Донбассе на прошлой неделе (военные несут там потери почти каждый день) европейские санкции, скорее всего, будут оставлены в силе до конца года, причем с согласия Италии. В таком случае итальянские предприятия потеряют миллиард евро упущенной прибыли, отметил российский лидер, оценив в 10% спад двусторонней торговли в 2014 году. По новой традиции, глава итальянского кабинета министров призвал к «полному выполнению Минских соглашений», которое является обязательным условием снятия санкций. Несмотря на подозрения в разжигании украинского конфликта, его российский собеседник высказался в том же ключе.
Недовольство России
Как бы то ни было, в отличие от визита Ренци в Москву 8 марта, гипотеза о двусторонней отмене российских ответных санкций (они ощутимо ударяют по итальянскому агропрому), по всей видимости, уже не актуальна. Владимир Путин не стал скрывать недовольства «семеркой», которая во время последнего саммита критически отзывалась о Москве. Глава государства назвал организацию «клубом по интересам», который не нуждается в «альтернативной точке зрения». Тем не менее, он выразил готовность вести диалог с ее членами, намекнув, что Рим мог бы быть в числе несогласных. Однако накануне глава итальянской дипломатии Паоло Джентилони (Paolo Gentilonia) подчеркнул «верность союзникам» и нежелание Рима поддержать позицию Москвы по Украине.
Несколько часов спустя Владимир Путин вылетел в Рим на встречу с Папой Франциском, которому, как считают в Кремле, свойственна «взвешенная позиция» по украинскому кризису. Понтифик призвал российского лидера приложить «искренние усилия» и потребовал от «всех сторон» полной реализации Минских соглашений. В завершении поездки в Италию Владимир Путин нанес визит своему старому другу Сильвио Берлускони, который наверняка выслушал его с полным пониманием.