Объявлением Международного дня йоги Нарендра Моди дал толчок экспорту величайшего культурного наследия Индии в глобальном масштабе. Сможет ли притягивающая все к себе партия БДП превратить йогу в проект «хиндутвы» (Теория и практика привнесения в жизнь Индии всего только индийского, «индийскость» — прим. ред.), тем самым ограничив ее универсальный характер?
Первый день июня начался с двух «дней», провозглашенных ООН праздниками. Это был и Всемирный день родителей и так называемый День Весак — полнолуние. В одном только июне 19 таких международных «дней»: День русского языка 6 июня (а почему не тамильского, китайского, маори или суахили?), Всемирный День донора крови — 14 июня, Всемирный день распространения информации о злоупотреблениях в отношении пожилых людей — 15 июня. О да! Благодаря резолюции, автором которой является Индия, ныне руководимая правительством Нарендры Моди, 21 июня — Международный день йоги. Два дня спустя — 23 июня — Международный день вдов, а 25 июня — День моряка.
С йогой мы всегда в хорошей компании. В принятой 11 декабря 2014 года резолюции Генассамблеи ООН говорится: «О решении объявить 21 июня Международным днем йоги». В резолюции признается, что «йога обеспечивает целостный подход к здоровью и благополучию» и что «более широкое распространение информации о пользе йоги будет способствовать обеспечению здоровья населения мира». Все это очень верно. Однако Генассамблея также «подчеркивает», что «затраты на все мероприятия, вытекающие из претворения в жизнь данной резолюции, должны осуществляться за счет добровольных вкладов». Другими словами, если следовать духу резолюции, то распространяйте благую весть о йоге, но все инициативы должны быть добровольными. Приказ правительства партии БДП в Махараштре, обязавший школы в этот день работать (воскресенье, причем в разгар летних каникул!), а учеников заниматься йогой, вряд ли соответствует духу добровольности.
То, что мы будем наблюдать в индийской столице 21 июня, станет итогом устремлений нескольких сотен бюрократов на службе правительства Моди. Им отданы приказы превратить мероприятие в событие, достойное попадания в «Книгу рекордов Гиннеса» как «самая массовая демонстрация йоги на одной площадке». Цель — мобилизовать 45 000 человек. Сам премьер-министр публикует в Твиттере йогические позы — асаны. Телеканалы обязали передавать бесплатные рекламные ролики об этом важном дне. Вреда в этом нет, но нужно ли йогу чествовать записью в книге рекордов? Преподающий в Нью-Дели инструктор йоги Бимал из бихарской школы говорит: «Йога органично проистекает из культуры Индии. Хорошо, когда людям рассказывают о пользе йоги, но ведь настоящий практик чурается громкой рекламы и шумихи. Это — вопрос эго, а не йоги. Если Моди пытается сказать, что она — только индусская традиция, то он сужает сферу йоги».
Один из лидеров партии «Конгресс» Дигвиджай Сингх последние 35 лет по утрам посвящает один час совершению процедур «дхъян», «пранаям», а также асанам. Он может даже сделать «ширшасану», но говорит, что нерегулярно. «Йога — очень личное дело, и тело каждого человека отличается от другого. Великий Айенгар заявлял, что Баба Рамдев обучает неправильным упражнениям и позам, которые могут причинить вред людям, а посему я не считаю, что занятия должны быть массовыми». Что касается Моди, Сингх говорит: «Он делает все, что премьеру и правящей партии не следует делать, — указывать людям не есть говядину, а теперь и яйца, что праздновать, кому поклоняться, а сейчас — какие упражнения делать». Йога, добавляет он, настолько широкая дисциплина, что ее нельзя увязывать с религией. «Считаю, что и намаз, совершаемый несколько раз в день, также включает позы, аналогичные йоге».
Бывший генеральный секретарь Компартии Индии Бардхан говорит, что йога — это наука, хорошо подходящая для отдельного человека, однако это не означает, что ее следует навязывать таким образом, чтобы в некоторых школах ее изучение было обязательным. «Моди принижает йогу. Его реальная цель — объявить аудитории, что, мол, он кое-что привез из Индии и являет это миру. Но ведь мир уже давно знает о йоге, как и мы в Индии».
Лидер Всеиндийского «Маджлис-е-Иттихад-уль-Мусульман» Асадуддин Оваиси представляет тех, кто возражает против «сурья намаскар» (утреннее приветствие Солнцу), поскольку это неисламская практика. «Нет нужды навязывать йогу всем. Как нация, все мы должны больше заниматься физкультурой, но почему же премьер-министр не продвигает боевые искусства Кералы или индийскую борьбу, или индийское искусство владения булавой, которые на Западе стали новым повальным увлечением?». По всему миру тысячи людей получают большую пользу от «сурья намаскар» — сложной последовательности асан, которые тренируют все тело, не осознавая, что поклоняются богу Солнца. Проблема возникает тогда, когда комплекс пропагандируется как «индусский ритуал». Такое намерение промышляет на великой универсальной практике, возникшей из частного, и преуменьшает её до первоначального уровня частности.
На этом мы должны остановиться и поразмыслить о том, является ли то, что мы сейчас наблюдаем, пропагандой йоги как средства для продвижения некоей идеи национальной общности, которую будет проталкивать культ Моди? На определенном уровне эта затея попахивает лицемерием и очень пустым пониманием этой дисциплины. Во-первых, РСС [Союз служителей нации, военизированная группировка правящей партии БДП — прим. пер.] в своих подразделениях больше внимания уделяет военным тренировкам и приемам самозащиты, а не йоге как таковой, хотя со временем некоторые из асан и были включены в ее регламент. По сути, истинный практик йоги будет человеком спокойным, ищущим освобождения ума от негативных мыслей, как это указывается в сутрах Патанджали (санскр. पतञ्जलि, patañjali — основатель йоги, философско-религиозной школы (даршаны) в Индии II в. до н. э. — прим. ред.); он наверняка не будет призывать к ненависти по отношению к индивидууму или сообществу).
Однако Моди, полюбивший мероприятия мега-масштабов, был весьма конкретен в проецировании своих «индусских» настроений: он выбрал город Варанаси как пункт внедрения в национальную политику, избегает посещения мусульманских стран, отказывается примерять головные уборы, напоминающие символику меньшинства, а сейчас читает молитвы-мантры и занимается йогой. Спектакли НаМо (Так сокращенно по первым буквам алфавита деванагари часто называют Нарендру Моди в прессе и обиходе; аналогично — Рахуль Ганди — РаГа — прим. ред.) нацелены на насаждение состояния массового гипноза в отношении Великого Лидера — это оруэллианский процесс, напоминающий наставления Большого Брата в романе «1984». Поэтому 21 июня, может, и станет днем «распространения» йоги, уже являющейся бестселлером, но его целью будет и демонстрация удивительных поз в исполнении Моди. Тридцать пять минут съемки, как премьер-министр практикует асаны и углубленное дыхание, заставят многие телеканалы затаить дыхание.
Йога — это, возможно, величайший экспортный товар и дар Индии миру. Она принадлежит к сфере универсальных знаний. Очевидно, правительство Моди преследует цель напомнить о йоге той стране, где она зародилась. Смысл в том, что празднование ООН Международного дня йоги является предметом национальной гордости и оказывает влияние на мировую политику. Если это так, то что предпринимает правительство Моди, чтобы отметить 26 сентября — Международный день борьбы за полную ликвидацию ядерного оружия? Или 17 октября — Международный день борьбы за ликвидацию нищеты? Зачем так долго ждать, давайте вспомним о дате 17 июня, всего за четыре дня до праздника йоги, когда отмечается Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухами?
Маячит сельскохозяйственный кризис. Дождей, возможно, выпадет недостаточно. Так не следует ли премьеру денно и нощно трудиться над этим вопросом вместо того, чтобы отвлекать бюрократов, школы, СМИ на организацию йогического мега-лагеря? Вот что говорит представитель БДП Самбит Патра: «Для продвижения йоги никакие усилия не будут перенацелены с борьбы против засухи. Тот факт, что предложение премьер-министра было принято в ООН и мы будем это отмечать, — предмет национальной гордости. Я также отмечу, что йога — это не индусская, а индийская традиция».
Шри «М» — духовный лидер, называющий себя йогом, воплощает подтверждение этого. Мусульманин по рождению, Мумтаз Али сейчас уже далеко продвинулся в сторону религиозного синкретизма. В настоящее время он осуществляет пеший поход по Индии длиной 7000 километров под названием «Поход надежды», цель которого — объединение малочисленных общин из различных регионов. «Именно практика йоги поддерживает меня лично в добром здравии и позволяет в возрасте 66 лет предпринять поход длиной 7000 километров», — говорит он. Является ли йога индусской дисциплиной? «У индусов так много писаний, учителей и религиозных философий, в отличие от религий, у которых только одна священная книга и один пророк, что ни в коем случае их нельзя обвинять в ограниченности. Может, и предпринимаются маргинальные попытки “талибанизировать” индуизм, но сомнительно, что это удастся. Чтобы начать практиковать йогу, нет надобности обладать какими-то конкретными религиозными убеждениями. Даже неверующий, атеист и агностик могут заниматься йогой и извлекать из нее пользу».
Шри «М» не видит проблемы в том, что премьер-министр публично занимается йогой. «Думаю, в крайней степени цинично заявлять, будто премьер прибегает к политическим уловкам, если то, чем он занимается, может помочь большому числу людей, которые поймут важность йоги и займутся ею. Он ведь не пускается в публичный пьяный разгул, чтобы усилить пьянство среди молодежи, и не устраивает нелепый спектакль, появляясь в мусульманской шапочке на ужине “ифтар” [по завершении поста Рамадан у мусульман — прим. пер.]. Даже если это и политическая уловка, то ведь она хорошая?». Конечно, возникает контрвопрос: а что, у премьера нет более важных дел? И не следовало бы проведение лагеря йоги оставить на попечение людей типа Баба Рамдев (Свами (Баба) Рамдев — Рамкишан Ядав, родился в 1965 году — наиболее известный в Индии и за рубежом современный теоретик и практик йоги — прим. ред.).
В данный момент премьер-министр, партия и правительство изготовились, чтобы выступить по-крупному. По Дели ходят шутки на предмет того, какой из министров сможет принять какую асану, или же все они будут сидеть со скрещенными ногами в позе медитации, нашептывая мантры. Добро пожаловать в Индию Нарендры Моди! В этой стране живут миллионы людей, которые не могут позволить себе роскошь распрямить свое тело и принять восхитительно гибкие позы, но которые многие годы трудятся, а получают ничтожно мало. В этой стране есть и правители, располагающие временем для медитации и упражнений — все ради более высокой национальной идеи. Может, как это делали правители былых времен, им следовало бы подумать о возведении огромного молельного «хавана» (Огненное богослужение: жрец подносит божествам и бросает в огонь различные предметы — зерно, масло гхи, йогурт, мед, фрукты, цветы. Тем самым материя как бы переводится с «плотного» плана в «тонкий, огненный план». Считается, что на тонком плане живут божественные существа «мира богов» — прим. ред.) и помолиться богам дождя, чтобы те проявили милосердие к народу этой земли?
Высказывания о йоге
«Йога настолько же универсальна, как универсальны дыхание, упражнения и сознание. Если понаблюдать за ребенком от трех месяцев до трех лет, то он исполняет все йогические асаны. Никто не может отрицать, что йога является частью древней санатана-дхармы, что она развивалась у нас в стране и является древним знанием и мудростью. “Бхагавадгита” и сутры “Патанджали-йоги” воспринимаются как самые авторитетные источники. Все писания о йоге проистекают от традиций индуизма, санатана-дхармы, но этим не ограничиваются. К нашим традициям принадлежат и музыкальные инструменты, и аюрведа. Нельзя говорить, что если явление восходит к традициям индуизма, то оно не будет действовать на людей иных верований. Нет. Хотя корнями она уходит в индуизм, ее природа универсальна. Йога не требует перемены веры. ООН объявила Международный День йоги. Давно пора. Если существует Всемирный день туалетов и Всемирный день борьбы с диабетом, то почему бы не иметь Международный день йоги? Индия должна гордиться йогой, которую принимают и признают повсюду».
Шри Шри Равишанкар, глава движения «Искусство жизни», популярный в мире проповедник.
«Йога не принадлежит индуизму, она универсальна. Это — амальгама из 99% практики и 1% теории. Да, теория содержится в санскритских шлоках, но это не говорит о принадлежности йоги религии. Для меня каждый день — это день йоги. А всемирный день поможет распространению знаний. Премьер-министр занимается хорошим делом»
Шармила Махеш, внучка выдающегося учителя йоги Паттабхи Джойса (1915-2009).
«Если йога — индусская, тогда гравитация — христианская»
Он — «крутой» гуру: ездит на мотоцикле, играет в гольф и всегда говорит о науке. Духовный лидер Джагги Васудев «Садхгуру» — человек, стоящий за «Фондом Иша», нерелигиозным благотворительным ашрамом недалеко от Коимбатора, который организует занятия йогой в США, Англии, Китае, Малайзии, Австралии и многих других странах. «Садхгуру» (истинный гуру) беседовал с Сатишем Падманабханом накануне Международного Дня йоги.
— Как Вы думаете, объявление 21 июня Днем йоги — это хорошая идея?
— Безусловно. Мы будем отмечать его в более чем 100 000 мест. Существует множество заблуждений относительно йоги. Некоторые полагают, что она — вхождение в индуизм через заднюю дверь, другие — что она похожа на цирк. В западном мире, если произносишь слово «йога», думают, что это лишь поза в физических упражнениях. Провозглашение ООН Дня йоги поможет развеять все эти заблуждения.
— Существует мнение, что премьер-министр Нарендра Моди пытается присвоить себе нечто, принадлежащее всем нам.
— Почему Вы говорите «присвоить»? Я не поклонник партии Нарендры Моди, но ведь он и мировой лидер, премьер-министр огромного и важного государства. Великолепно, что он убедил ООН посвятить один день йоге. К сожалению, никто до него не пытался сделать это. Смысл этого дня в том, что он поможет распространить понимание глубины йоги, что очень существенно. Ни один из великих людей никогда не говорил о внутреннем благополучии людей. Лидеры говорят лишь об экономическом росте, материальном благосостоянии или о победах в войнах. Нужно приветствовать, когда руководитель говорит о ней, это весьма революционный шаг.
Почему в мире так много разрушений и несчастий? Почему все экономические решения приводили к катастрофам? Две тысячи людей погибли в этом году от наплыва жары. Почему так искалечили окружающую среду? Все это потому, что мы и наши лидеры озабочены только материальным благополучием. Никто не говорит об инклюзивной сознательности. Йога заставляет взглянуть внутрь себя. Единственный путь испытать личное благополучие — это посмотреть внутрь самого себя. Вот именно это и означает йога — смотреть не вверх, не вовне, а только внутрь.
— Не думаете ли Вы, что такой шаг может политизировать йогу?
— А в чем здесь вопрос политики? Ведь как только ООН объявила всемирный день йоги, то в одночасье из этого вопроса ушла вся политика. ООН никогда не провозгласит день Кришны, день Рамы или день Иисуса. Это стирает всякую принадлежность йоги политике или религии.
— А йога — индусское понятие?
— Слово «хинду» происходит от географического названия местности. Люди, проживавшие между Гималаями и Индийским океаном (Хинд Сагар), назывались индусами. Все, что рождено в этом регионе, — индусское. Рожденный здесь земляной червяк — индус, как и рожденный в Африке слон — африканец. Если йога — индусская, тогда гравитация — христианская.
— Однако сторонники семейства партий БДП, всего индусского и «хиндутвы», так не считают...
— Сейчас идею исказили. Но даже если какие-то крайние элементы пытаются изменить ее, то фундаментальные основы остаются очень прочными. Позволим ли мы этим крайним силам изменить смысл того, что является настолько древним и проникновенным понятием?
— Думаете ли Вы, что Международный день йоги может обеспокоить представителей других религий?
— Совсем нет. Слово «йога» означает «связка, союз». Она может только объединять людей. Это и философия, и наука. Она предназначена для людей любой веры или без веры вообще. Что-что, а так называемым закоренелым индуистам следует больше озаботиться тем, что йога становится все популярнее, поскольку она проникнута наукой и выступает против религиозной ритуальности. У них могут возникнуть опасения, что если люди действительно поймут йогу, то они могут перестать посещать храмы. Мы живем в очень интеллектуальное время. Сейчас все знают все, и очень трудно заставить людей слепо следовать чему-то. Если прислушаться к песнопениям и мантрам в йоге, то все они из науки о звуке. Сейчас в университете Шеффилда ведут исследования научной сущности заклинания «Ом», но мы-то всегда знали об этом. Зачем нужны подтверждения этих понятий? Человеческое тело — это самый великий гаджет. Если произнесение заклинания делает вас спокойным и уравновешенным, то это и есть подтверждение.
— А по сути, не вернулась ли йога в Индию с Запада?
— Да, с американских берегов. К сожалению, все в мире должно происходить оттуда. Если все американцы носят голубые рабочие хлопковые брюки, то они завоевывают весь мир под названием «Denim». Если они вырезают дыры у колен, то и мы вырезаем. Если они в бутылку с подкрашенной водой добавляют углекислоту, то весь мир должен пить ее под названием «кола». Сегодня и в городах, и в деревнях Индии больше людей знают о «коле», чем о йоге. Американцы переняли только физическую часть йоги, но это напоминает мертворожденного ребёнка. Вот почему наша обязанность рассказать миру о ее глубине.
— Почему мы забыли йогу? Большинство из нас в школе занимались военной подготовкой на занятиях физкультурой, но йога встречалась редко.
— Потому что наши правители после завоевания независимости хоть и были иного цвета кожи, чем англичане, но сохранили их же мировосприятие. Лидерами могли стать только англоговорящие люди, получившие образование на Западе. Ганди видел эту глупость. Существует его знаменитое высказывание. На вопрос о том, что он думает о западной культуре, Ганди ответил: «Хорошая идея». Но большинство других лидеров придерживалось западных устоев. Никто из них не пытался вселить в умы людей понятие «национального». В конце концов, нация — это всего лишь идея.
Они все говорили об «Индии», но никто не говорил о «Бхарате» — «Бха-ра-те» (Древнее, исконное название Индии, являющееся по конституции и сейчас официальным наименованием государства на хинди и других индийских языках. Название «Индия» происходит от реки Синд, за которой находилась собственно страна Бхарата. В Европе от имени реки всю страну стали именовать «Индия» — прим. ред.). А это такое удивительное слово! Оно происходит от «бхава» (бытие), «рага» (эмоции и музыка) и «тхала» (ритм). В нем такая гармония и равновесие! И ритм этого «тхала» жизненно важен! Без него и «бхава», и «рага» бессмысленны.