Одесса — Немного волнуясь, одетая в белое платье невеста выходит из белого мерседеса в центре Одессы. Жених в белой офицерской форме ведет ее к середине улицы, в сторону ЗАГСа. Делается обязательная в таком случае фотография перед белым Оперным театром, одним из символов этой «столицы юга».
Не успел фотограф сделать свои снимки, как на жениха и невесту набрасывается группа цыганских женщин — они поздравляют обоих и просят денег. Несколько встревоженный свидетель со стороны жениха незаметно передает им несколько купюр и просит их уйти. Толпа людей перед зданием ЗАГСа кажется единственным конфликтом с этническим подтекстом в этом городе с миллионным населением.
«Здесь, в Одессе, сотни национальности мирно живут рядом друг с другом», — говорит Андрей Сидоренко, официальный представитель проправительственной одесской организации «Майдан против коррупции». По его словам, Одесса имеет долгую традицию торгового города, и люди здесь научились разговаривать друг с другом.
Однако политические страсти продолжают кипеть в этом портовом городе. Дата 2 мая вот уже год возбуждает умы его жителей. 2 мая 2014 года десятки демонстрантов после столкновений на площади Куликово поле перед Домом профсоюзов скрылись в этом здании, где они затем погибли в огне пожара. Через год в этот день тысячи людей почтили память погибших. Спустя неделю, 9 мая, сотни людей собрались у памятника Неизвестному матросу. Многие из них несли георгиевские ленточки — отличительный признак граждан, настроенных пророссийски и поддерживающих сепаратистов.
Люди говорят друг с другом
«Неформально мы находимся в контакте с людьми из “Антимайдана”, пророссийского движения, говорит Слава Ткаченко из организации “Майдан против коррупции”. — Это и есть Одесса. Здесь люди говорят друг с другом. И поскольку мы говорим друг с другом, в этом году насилия не было».
Каждое воскресенье несколько десятков сторонников «Антимайдана» собираются на площади Куликово поле. После того как 2 мая этого года неожиданно много людей пришли на памятные мероприятия, власти стали действовать жестко. «Наша мемориальная доска с фотографиями убитых, которую мы установили у Дома профсоюзов, в начале мая была уничтожена», — сообщил один из активистов.
После 9-го мая репрессии против противников киевского правительства усилились, отмечает Надежда, которая вот уже целый год приходит сюда каждую неделю для того, чтобы почтить память погибшей подруги. В домах многих активистов «Антимайдана» полицейские провели обыски. Здесь царит атмосфера страха, говорит эта 50-летняя учительница.
Мнения по поводу губернатора разделились
Назначение Михаила Саакашвили новым губернатором Одессы, по мнению этой учительницы, является катастрофой. Его заявление о перекрытии в целях борьбы с контрабандой границы с Приднестровьем, отделившимся от Республики Молдовы, вызывает у нее страх. По ее словам, Саакашвили уже развязал одну войну — против Южной Осетии в 2008 году, когда он был президентом Грузии, и тогда он обосновал свои действия борьбой с контрабандой из Южной Осетии.
В отличие от этого, активисты организации «Майдан против коррупции» делают ставку на Саакашвили. По их мнению, хорошо, что новый губернатор намерен лучше контролировать границу с Приднестровьем. С ним мы будем сотрудничать, говорит Андрей Сидоренко. «В конечном счете у нас с ним общая цель: борьба с коррупцией».