Привыкнуть можно ко всему — даже к виселице. Мы привыкли к тому, что от России постоянно исходит угроза. Мы даже перестаем это замечать. Президент России Путин захватил Крым, продолжает поддерживать пророссийских сепаратистов, войну на Донбассе — это продолжается годы, и мы забылись. Минские договоренности нарушают с момента подписания. На Украине снова ведутся активные боевые действия. Растет напряженность.
«Армия должна быть готова противостоять полномасштабному вторжению по всей границе с Россией», — заявил на прошлой неделе президент Украины Порошенко. Он заявил, что в области подконтрольной сепаратистам находится 9 тыс. российских солдат.
Никакого отвода, ухода с чужой территории. Напротив. 500 солдат так называемой Донецкой Народной Республики напало на Марьинку, идут тяжелые бои. В Донецке тоже стреляют. Порошенко ожидает наступления летом.
Мы уже почти забыли, что Владимиру Путину совершенно необходим порт Мариуполь: ему надо украсть сухопутный пусть в оккупированный Крым. Он знает, что у Украины нет сил противостоять российской армии. Однако пока он не признал открыто, что эти 9 тысяч солдат помогают сепаратистам. Путин следует тактике «гибридной войны», скрыто поддерживая попытки сепаратистов вырвать Донбасс у Украины. Или иначе говоря, он по-прежнему не прервал связь с Западом полностью.
После Украины может подойти очередь стран Прибалтики (в них проживает русское меньшинство, как и на Украине). Военные эксперты сомневаются, что Североатлантический альянс сможет защитить своих прибалтийских членов. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг обвиняет Россию в том, что она силой пытается изменить границы Европы.
Владимир Путин дал интервью итальянской газете Corriere della Sera, где заявил: «Что касается опасений каких-то стран по поводу возможных агрессивных действий России — думаю, что только нездоровый человек, и то во сне, может себе представить, что Россия вдруг нападет на НАТО». Звучит неплохо — только Путину верить нельзя. Участие россиян в аннексии Крыма он тоже признал только постфактум. И он до сих пор отрицает, что Кремль отправил солдат на Донбасс.
Итальянцам он повторил свою любимую песню о том, что во всем виноваты США, которые умело выставляют Россию врагом. Якобы они делают это для того, чтобы стать самой сильной мировой державой. «Хочу вам сказать, нечего бояться Россию», — успокаивал Путин итальянцев. То же он адресует зарубежью, где полным ходом работает российская пропаганда. А для внутреннего потребления, в России, он велит государственному телеканалу показать документальный фильм об оккупации Чехословакии в 1968 году. Праздник вторжения. Как будто он готовит россиян к следующему. А они ему аплодируют, пока их дети тайно умирают на Украине.
В воскресенье в Германии начался форум G7, семи крупнейших мировых экономик. В программе — обсуждение совместных действий в борьбе с лихорадкой Эбола, вопросы глобального потепления и договоренностях о свободной торговле между ЕС и США, а также США и Тихоокеанском регионом. Но неофициальной темой был риск под названием Россия.
Путин был исключен из G7 из-за агрессии на Украине. Барак Обама приехал на саммит просить страны ЕС не отменять санкции против Москвы. Их продление Евросоюз будет снова обсуждать в конце июня. Тот факт, что больше нет G8, что Путина не допускают туда, что осталась G7, типичен для последнего времени.
Россию, как говорят сторонники Кремля, выталкивают, чтобы укреплялись Соединенные Штаты. Якобы ту же цель преследуют санкции. Путинцы (Земан, Фицо, Орбан и др.) до посинения повторяют, что санкции не работают. Однако они не предлагают никакого другого решения. А российская пропаганда из-за санкций беснуется, что доказывает — Москве они сильно мешают. И санкции, и исключение из G8 отделяют Россию: Путин погружается во все большую изоляцию. Более того, по мнению экспертов, в его окружении промышленников сменили военные полоумные, которые хотят войны.
О том, что атмосфера накаляется, и о том, что Запад медленно, очень медленно, с опозданием начинает рассматривать возможность конфликта с Москвой, свидетельствуют и некоторые намерения американского правительства. Это реакция на то, что Россия, как считают в США, нарушает договор о разоружении, подписанный в конце холодной войны. Об этом написало агентство AP.
Пробуждающийся Обама
Какие шаги рассматриваются? Развертывание ракет США в Европе, которые могли бы обезвредить российское оружие. Если AP не ошибается, это означает полную смену американской политики в Европе в отношении России. Согласно одной версии, американская администрация планирует сделать американское ядерное оружие еще более эффективным в поражении целей на территории России.
Ситуация в какой-то мере еще хуже, чем во времена холодной войны перед распадом Советского Союза. Тогда Восток и Запад уже привыкли к прохладным отношениям. Теперь же все идет стремательно: за полтора года ситуация диаметрально изменилась. Кроме того, активизировалась российская пропаганда. Москву воспринимают как мегаугрозу.
Слова предостережения произнес папа Франциск в Сараево. «Многие сегодняшние конфликты в мире напоминают что-то вроде третьей мировой войны, которая разворачивается поэтапно, и в контексте глобальных коммуникаций мы ощущаем атмосферу войны», — сказал он. По его словам, эту атмосферу намеренно создают те, кто хочет столкновения между разными культурами и цивилизациями, а также те, кто зарабатывает на продаже оружия. Он явно говорил не только об Украине — он имел в виду и Исламское государство и другие конфликты.
Как в этой душной атмосфере ощущает себя Чехия? Генерал Петр Павел в конце июня станет вторым человеком в НАТО, председателем Военного комитета и всего Североатлантического альянса. Так что, похоже, мы понимаем, с кем мы. Вот только чешская политика либо очень недальновидная (в случае правительства), либо просто пророссийская (в случае Милоша Земана). Мы не умеем противостоять российской пропаганде: у нас для нее полный простор. Эксперты по безопасности даже высказывают опасения о том, что у нас ее, по крайней мере частично, организовывают для всей остальной Европы.
Нас ждут нелегкие времена. Мучимую, уничтожаемую Украину ждут нелегкие времена. Прибалтийские страны готовятся к худшему. К защите свободы. Вопрос в том, как долго еще россияне позволят Путину себя дурачить. В какие еще конфликты этот автократ сумеет втянуть их под предлогом «защиты Родины»? И другой вопрос: захочет ли Запад защищаться? Будет ли он способен на это? Все зависит от нас.