Друзское нагорье — часть вулканического плато, которое находится на юго-западе Сирии. До иорданской границы примерно 60 километров, и такое же расстояние отделяет нагорье от Голанских высот. В течение 15 лет, с 1921 по 1936 год, на этой территории находилось «Друзское государство», автономное образование, созданное в рамках французского мандата на Большую Сирию.
В 1925 году друзский лидер Султан аль-Атраш (его статуи стоят в каждой друзской деревне на Голанскихв ысотах) поднял восстание против французского мандата. Восстание было подавлено через два года. Автономия просуществовала до 1936 года, после чего была упразднена, и с ней растаяли надежды друзов на обретение суверенитета.
Тридцать лет спустя Игаль Алон (יגאל אלון ), живший в Галилее и друживший с израильскими друзами, забавлялся идеей о том, что Израиль поможет восстановить им свою независимость. Через «Мосад» он поддерживал отношения с семьей аль-Атраш, и даже, по его собственному признанию, тайно посетил Сирию. Взгляды Алона были вполне распространены среди израильского руководства в 1950-х и 1970-х годах. Тогда была популярна идея «союза периферии». Согласно этой идее, Израиль, окруженный враждебными арабскими странами, должен искать союза с неарабскими странами региона, в том числе, Турцией, Ираном и Эфиопией, а также с этническими и религиозными меньшинствами — курдами, христианами и друзами. «Мосад» поддерживал тайные контакты с этими странами и с этими меньшинствами.
В 1967 году вспыхнула Шестидневная война. Израильская армия захватила Синайский полуостров, сектор Газа и Западный берег, но решение о захвате Голанских высот еще не было принято. Министр просвещения Игаль Алон приложил немало усилий, чтобы убедить премьер-министра Леви Эшколя, министра обороны Моше Даяна, начальника генштаба Ицхака Рабина и начальника Северного округа Давида Элазара не ограничиваться простым захватом Голанских высот.
Согласно записям, опубликованным в 2007 году газетой Haaretz, Игаль Алон говорил, что после занятия Голанских высот можно объявить о признании государства друзов на территории Друзского нагорья и Голанских высот. Он говорил и о том, что бывал в Сирии и общался с лидерами друзов. Но его предложение о создании буферного государства друзов между Сирией и Израилем не было принято.
Опасность нарастает
Друзский вопрос может вскоре снова вернуться на повестку дня в Израиле и спровоцировать вмешательство в сирийскую гражданскую войну на фоне ослабления власти Асада и утраты контроля над территориями.
На данный момент никаких изменений в израильской политике по отношению к гражданской войне в Сирии нет. «Джабхат ан-Нусра», отделение «Аль-Каиды», продолжает контролировать сирийскую границу и поддерживает спокойствие. Израильские руководители, со своей стороны, продолжают строго придерживаться политики невмешательства в сирийскую войну, учитывая при этом жизненные интересы страны. Эти интересы, которые министр обороны Моше Яалон (משה יעלון) называет «красными линиями», предусматривают ответные удары в случае обстрелов, кроме случайных, вдобавок, если верить иностранным публикациям, Израиль регулярно наносит удары, если Сирия пытается передать оружие «Хезболле» в Ливан.
Несмотря на сдержанную и умеренную политику Израиля, включающую также оказание помощи раненым сирийцам по гуманитарным соображением и пересылку продовольствия и медикаментов в лагеря сирийских беженцев в Иордании, гражданская война в Сирии грозит затянуть и нас.
Опасность для друзского меньшинства в Сирии все время растет. «В последнее время положение наших братьев в Сирии все хуже, ситуация очень тяжелая», — сказал в недавнем интервью замминистра Аюб Кара (איוב קרא), представитель израильской друзской общины. По его словам, он постоянно поддерживает связь с лидерами сирийских друзов.
На этом фоне недавно прошла конференция лидеров израильских друзов, которые сотрудничают с армией и с министерством обороны. Они обсуждали ситуацию в Сирии и взвешивали возможность приготовиться к худшему развитию событий. Друзы не принимали никаких решений, но очевидно, что они не смогут бездействовать, когда в Сирии проливается кровь их братьев. Аюб Кара отметил, что ранее ИГИЛ не смел приближаться к районам компактного проживания друзов, но недавно ситуация изменилась.
Как сказал Кара, по его данным, а также по данным других израильских представителей, боевики ИГИЛ на танках и захваченных в Ираке «Хаммерах» приблизились к Друзскому нагорью. Они угрожают Суэйде, крупнейшему городу региона. Кара рассказал, что получены фотографии жестоких убийств друзских мужчин и женщин, случайно попавших в засады ИГИЛ.
До начала войны сирийская друзская община жила, в основном, в трех районах. Один из этих районов — провинция Алеппо и провинция Идлиб на севере страны — оказалась ареной ожесточенных боев. Там действуют, в основном, «Джабхат ан-Нусра» и «Джаим аль-Фатах» (фронт из восьми группировок). В этом районе находятся 18 друзских деревень с общим населением 25 тысяч человек. Из-за боев и отступления правительственных войск многие друзы бежали в районы на берегу Средиземного моря, где живут представители общины алавитов, к которым относится семья Асадов.
Другой друзский район, остающийся в относительной безопасности, это подножие сирийской части Голанских высот. Самая большая деревня в этом районе — Хадер. В прошлом в Хадере и других деревнях проживало 40 тысяч человек. Сегодня их не более 25.000, а остальные бежали в более спокойные районы Друзского нагорья. В районе Голанских высот присутствие правительственных войск крайне незначительное, и этот район контролирует «Джабхат ан-Нусра» и местные группировки.
Несколько месяцев назад в этот район пытались проникнуть боевики «Хезболлы». Их возглавлял Самир Кунтар, ливанский друз, который в 1979 году по заданию палестинской террористической группировки «Освободительный фронт» высдился с тремя сообщниками на берег в районе израильской Нагарии. Они убили Дани Харана, его маленькую дочь Эйнат и двух полицейских. Кунтар был приговорен к пожизненному заключению, но его освободили в рамках сделки с «Хезболлой» в обмен на тела Эхуда Гольдвассера и Эльдада Регева.
Вернувшись в Ливан, Кунтар удостоился царского приема, присоединился к «Хезболле» и стал начальником «фронта Хермона». Кунтар во главе 500 боевиков прибыл в сирийскую часть Голанских высот, чтобы взять под контроль деревню Хадер и другие населенные пункты. Следует отметить, что, хотя сам Кунтар друз, он женился на палестинке, поэтому перестал считаться своим для других друзов. Сирийские друзы, сотрудничавшие с «Джабхат ан-Нусра», сумели выгнать его и его боевиков, не прибегая к насилию. Предположительно, Кунтар перебрался в Латакию.
На данный момент израильско-сирийскую границу удерживают боевики «Джабхат ан-Нусра», и террористов из ИГИЛ там пока не видно. Эти группировки враждуют, и в других районах Сирии между ними вспыхивают ожесточенные бои.
Замминистра Аюб Кара полагает, что ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусра» получили по разным каналам строгое предупреждение не трогать друзов, и решили подчиниться.
«Это Израиль их предупредил не трогать друзов?»
«Любое мое слово будет лишним и способно навредить. Скажу только, что послание было передано и принято», — ответил Кара.
Западные и другие иностранные СМИ сообщают, что Израиль тайно сотрудничает с «Джабхат ан-Нусра». Вполне возможно, что, если такое сотрудничество существует, то Израиль мог предупредить, что за нарушением спокойствия на границе или за ударом по сирийским друзам последует немедленная реакция. Тем не менее, силы безопасности учитывают возможность появления на границе друзских беженцев. Вряд ли Израиль останется безучастным к их несчастьям. Вдобавок, приходится учитывать и другую возможность, пока еще маловероятную.
Третий и самый большой район компактного проживания друзов — это Друзское нагорье. Там живут около миллиона человек. Они населяют город Суэйду и сотни деревень. «Впервые с начала гражданской войны боевики ИГИЛ осмелились приблизиться к этому району, — говорит Кара. — В прошлом они не смели. Но сегодня они уже поговаривают о захвате Друзского нагорья. ИГИЛ уже близок к нагорьью. Они еще не обстреливают эти районы, но уже похищают и убивают друзов. Из-за растущей опасности друзские лидеры объявили комендантский час и призвали население запасать продовольствие».
Недавно возникла новая проблема, говорит Кара. Правительственные войска разваливаются, и режим решил мобилизовать 27 тысяч друзских юношей. Они уклонились от мобилизации или дезертировали. Тогда режим предупредил друзских лидеров, что перестанет защищать их, если рекруты не вернутся на военную службу.
«В результате друзы занервничали. Они поняли, что пора заняться самообороной, и начали создавать милиции, под руководством бывших офицеров сирийской армии. Они готовы принять помощь от кого угодно», — говорит Кара.
«От Израиля тоже?»
«Не надо ловить меня на слове. Я в непростом положении, с учетом моей должности. Но понятно, что мы не сможем сидеть, сложа руки, когда нашим братьям угрожает истребление. Я намерен использовать все свои возможности для защиты друзов и других меньшинств в Сирии и Ираке — христиан и курдов, чтобы спасти их от ИГИЛ и других исламских экстремистов», — ответил он.
Другими словами, если друзы в Сирии окажутся под угрозой уничтожения, Израиль не сможет остаться в стороне.