Накануне саммита «Семерки» в замке Эльмау (Elmau Castle) президент США Барак Обама настраивал своих собеседников на то, что ключевая тема повестки — сохранение международного давления на Россию. По оценкам ведущих американских газет, от того, насколько убедительно Обама сможет сплотить европейцев, канадцев и японцев на антироссийской волне, будут выстраиваться в долгосрочной перспективе отношения между Западом и Москвой. И в контексте этого, найдётся ли вектор сплочения внутри самих европейцев, интересы которых, и об этом говорит уже открыто экспертное сообщество, далеки от общих — большой вопрос.
В ходе «промежуточного» брифинга пресс-секретарь Белого Дома Джош Эрнест (Josh Earnest) особо делал упор на то, что «семерка» — группа демократических государств, которая привержена продвижению общих ценностей. А русские же пытаются вернуть менталитет «холодной войны», что, дескать, не вписывается ни в планы США, ни членов «демократической семерки».
Обозреватели и эксперты перед этой встречей активно писали о том, что изоляция России «допустима и приемлема» с точки зрения экономики и торговли, но не помешает избирательному взаимодействию с русскими для решения международных и региональных проблем (Иран, Сирия, «Исламское государство», терроризм). При этом, как считали аналитики, Вашингтону чрезвычайно важно продемонстрировать вовне «крепкое трансатлантическое единство», и соркестрировать участников встерчи таким образом, чтобы «семерка» говорила одним голосом.
Правда, и на этом не очень-то дружественном фоне, звучат громкие возгласы, главным образом, в США и Великобритании сторонников ещё более жесткой линии в отношении России, которые выступают за новую стратегию и наращивание потенциалов сдерживания. Так, консервативное издание Wall Street Journal напоминает о том, что в американской Администрации идёт активная работа над разработкой новой стратегии в отношении России. Думаю, совсем нетрудно догадаться, в каком направлении идёт мысль американских стратегов.
Накануне саммита «семерки» британский Chatham House выпустил специальный доклад по России «Российский вызов» (Russian challenge), где в рекомендациях западным правительствам прямо пишется: «Сплоченность Запада — критический фактор конечного успеха. По крайней мере, главные западные игроки должны координировать свои действия и работать в тесном взаимодействии с собой». То есть, по сути, признаётся: существует политбюро, и в векторе его «направляющей» и «ведущей» все должны двигаться сплочённо. И никаких особых мнений, взглядов, собственных интересов. Перед лицом общего противника все просто обязаны консолидироваться.
Таким образом, мы стали свидетелями превращения «семерки» в клуб по интересам. Налицо стремление в пользу трансформации «группы семи» из инструмента по решению международных вопросов в идеологический блок по защите интересов Запада. Как образно выражается один из журналистов, «над замком витает дух западной солидарности перед общими вызовами».
Принципиальным отличием встречи в Баварии от саммитов «восьмерки» прошлых лет, стало акцентирование его участниками, вместе и по отдельности, приверженности общим ценностям. За этой красивой риторикой скрывается сдвиг «семерки» в сторону возвращения в формат блока времен «холодной войны» со всем сопутствующим конфронтационным зарядом.
Для экспертов особый интерес, естественно представляет заключительная декларация саммита. Особо интересно и показательно в этом плане то, что в ее внешнеполитическом разделе практически сразу за абзацем по России и Украине следует изложение подхода «семерки» к укреплению морской безопасности, в т.ч. в акватории Южно- и Восточно-Китайского морей. Таким образом, Китай, хотя и не так жестко как Россия, также обозначается в качестве партнера-противника.
Консолидация стран Запада неслучайно стала лейтмотивом прошедшего саммита «семерки». И дело здесь даже не в России, которая выбрана в качестве новой главной угрозы в лучших традициях «холодной войны». Просто мир стремительно меняется. Экономический центр тяжести перемещается с исторического Запада на Восток. А Россия является органической частью, если не идейным лидером нового мира, который живет по Вестфальским принципам, выводящим идеологические различия за скобки межгосударственных отношений. Про это забывают писать в своих коммюнике G-7, предпочитая ориентироваться на свой мир, который уже не существует. Вот поэтому нужна «консолидация сил», поэтому нужен противник. Именно для этого и необходим закрытый клуб по интересам.