Те, кто связывают плохую работу «Электрических сетей Армении» (100%-ным владельцем является российская компания «Интер РАО») с особенностями российского менеджмента, впадают в преувеличение. В Армении есть, например, завод «Арменал» (бывший «Каназ»), где менеджмент также российский, который, однако, работает по самым высоким европейским критериям. С другой стороны, назвать положительным можно не всякий европейский менеджмент. В первой половине 2000-х годов греческая компания ОТЕ, которая на монопольной основе владела телекоммуникациями нашей страны, была таким же неэффективным владельцем, как и ЭСА, и ее услуги были столь же некачественными.
ОТЕ также заявляла, что осуществляет некие инвестиции, но мы, потребители, не пользовались этим. Тогда тоже говорилось, что если вдруг цены на услуги понизятся, то, конец, «АрменТел» погибнет, и мы вообще лишимся связи. Но как только на рынок вышли другие операторы связи, выяснилось, что связь может быть и дешевой, и качественной, и при этом ни один из трех операторов не обанкротился.
Понятно, что «Электросети» являются естественной монополией, и заставить эту компанию работать хорошо очень трудно. Речь о том, что «лезть» в карман потребителя для решения собственных финансовых проблем — характерно для всех плохих менеджеров, независимо от национальной принадлежности. А вот пренебрежительное отношение к гражданам и парламенту другой страны, озвучивание угроз, вместо признания собственных ошибок, обусловлено не национальным фактором, а тем обстоятельством, что ЭСА принадлежат той стране, чья элита воспринимает нас, жителей Армении, как своих подданных, людей второго сорта, которые все равно никуда не денутся, и с кем можно поступать как угодно.
Надо сказать, что мы не раз давали и даем повод для этого, и эта наша «согнутая спина» позволяет директору ЭСА Евгению Бибину не участвовать в обсуждении проблем, возникших со стороны его компании. Очевидно, что лишение его предприятия лицензии должно быть политическим решением, на что наши власти не пойдут.
Но здесь есть одно обстоятельство: коррупция, неконтролируемые расходы, «исчезнувшие» инвестиции создают такую атмосферу, которая вполне выгодна нашим государственным чиновникам. Без непосредственного участия этих чиновников ЭСА не «удалось» бы работать так неэффективно. Так что, процесс «проедания» осуществляется совместно и вовсе не обусловлен национальной принадлежностью.