Одной из наиболее популярных тем обсуждения блогеров на уходящей неделе была резонансная история, которая сама стала достоянием общественности благодаря активности в Сети одного из ее участников. Речь идет о побеге студентки МГУ Варвары Карауловой и ее возвращении на родину. Началось все с того, что призыв о помощи в поиске пропавшей дочери Варвары в последних числах мая разместил в Facebook ее отец Павел Караулов.
Pavel Karaulov: Пропал ребенок! Варя Караулова (29 ноября 1995 г. рождения). Уехала в МГУ 27 мая 2015 г. в 12:00 и не вернулась до сих пор.
В сообщении содержалась также версия о том, что Варю завербовали и увезли в Турцию для переброски в Сирию или Ливию боевики экстремистской группировки «Исламское государство» (ИГ).
Elena Semyonova: Сразу причислили девушку к числу террористов, а толком никто ничего не знает. Держись, Варя, все будет хорошо.
Были и более романтичные версии, например желание выйти замуж за мусульманина с Востока.
Крис Федорова: Варя Караулова. Никто ее не вербовал. Скорее всего, влюбилась в пацана из ИГ.
Так или иначе, 4 июня сотрудники турецкого отделения Интерпола задержали Варвару Караулову и еще двенадцать граждан России при попытке перейти границу с Сирией.
Роман Фролин: Девочку из МГУ, слава богу, поймали турки на границе с Сирией. Но вопрос, что с ней теперь делать бедным родителям и обществу?
В Рунете на вопрос, что делать, отреагировали быстро и однозначно.
Сергей Ч: Почему Караулова представляется в СМИ в роли жертвы? От кого ее спасли? Это же преступник.
Алексей Голубятников: Присоединиться к ИГИЛ. Ну да, чем не цель жизни... Мне одному кажется, что уже есть, за что посадить?! Она опасна — мыслями…
@alx77pk: Нужен показательный процесс и тюремный срок! Пусть другие мажоры задумаются, что это не развлекуха!
Но это мнение также оказалось не единственным. Многие захотели разобраться, а что собственно стало причиной побега. Психолог Ольга Маховская выдвинула версию «потерянного ребенка».
Маховская Ольга: 19 лет, синдром второго курса! Когда родители расслабляются после тяжелых вступительных экзаменов, дети задумываются о том, а стоило поступление таких мучений, правильный ли был сделан выбор? Помните, Джохар Царнаев, Бостон, тоже 19 лет. Важно, кто окажется рядом с ребенком.
Нашлись и те, кто воспользовался этой историей, чтобы уколоть оппозицию.
Андрей Ильицкий: Как я понимаю, Караулова из семьи так называемых «креаклов»... Там все, что наше российское — кроме денег — отстой... Ну, и вот!
Блогеры не забыли и про вуз, в котором училась беглянка.
Стахий Дидич: Получается, по логике МГУ, надела хиджаб, стала странно себя вести — ничего страшного. Проверить нельзя, что к чему?
Между тем пришла новость о том, что в МГУ предупредили о возможном отчислении Карауловой.
Наталия Геворкян: Молодец декан. Ну, расскажите, как девочку отчислят, чтобы ей сильнее «захотелось» вернуться. И вообще, вышвырните ее отовсюду, чтобы она точно знала, кому она нужна, а кому нет. Идиоты!
За две недели, что тянется эта история, многие успели устать от частого упоминания имени московской беглянки.
Sergey Semenov: Раздули новость — Варвара Караулова! Тьфу, пусть бы ехала в свое рабство, раз ума нет.
Тому факту, что СМИ схватились за эту историю, блогеры нашли свое объяснение.
Добрый Шубин: Короче, российские СМИ гонят белый шум с Карауловой только чтоб не показывать к чему их «Минск-2» привел.
К слову, версия об отвлечении внимания россиян от войны на Донбассе историями, подобными той, что произошла с Карауловой, в Сети была довольно популярной.
Денис Лавренов: Показательно, конечно, что мы так подробно следим за судьбой Варвары Карауловой, так пристально освещаем все этапы ее пути в ИГИЛ и возвращения на родину, с привлечением психологов, юристов, педагогов, экспертов-востоковедов и специалистов по исламу — а в это же самое время в Донбассе находятся сотни, тысячи наших соотечественников. Но их перемещения мы почему-то не отслеживаем, не разбираем каждое дело персонально, никого не вызываем в полицию для опроса и вообще делаем вид, что ничего страшного не происходит. <…> Государству же в этой истории просто надо быть честным. И не делить людей на тех, кто едет воевать за торжество какого-то русского мира и тех, кто едет воевать за Исламское Государство. И те, и другие едут убивать. И те и другие едут сражаться за фальшивые идеи. А значит, разницу между ними видят только пропагандисты.
И как считают некоторые блогеры, наблюдая за реакцией россиян на историю Варвары Карауловой, можно сделать отнюдь не утешительные выводы.
Николай В. Кононов: История со сбежавшей в ИГ студенткой — про недостаток любви и эмпатии и про менталитет карателей. Не в семье (со стороны не разберешь, что там на самом деле творилось в связи с разводом родителей), а в государстве и его населении. На эту Караулову собираются завести уголовное дело — и люди пачками одобряют. «Чтобы другим неповадно было», «а чо она к террористам сбежать хотела». <…> Это ментальный терроризм, сравнимый с игиловским.