Американцы начинают претворять в жизнь обещание Барака Обамы, который объявил 4 июня 2014 года в Варшаве, что Польша не останется в одиночестве.
Соединенные Штаты планируют создать логистические базы в нашей части Европы, там будет размещена военная техника для пятитысячного подразделения. Статья в субботнем выпуске New York Times и подтверждение намерений американцев главой польского оборонного ведомства Томашем Семоняком (Tomasz Siemoniak) говорят о том, что тема перешла на этап политических решений.
Концепция, которая была заявлена на саммите Альянса в сентябре 2014 года в Ньюпорте, и озвучена американскими военными, в том числе главнокомандующим силами НАТО в Европе генералом Филипом Бридлавом (Philip Breedlove), ожидает подписи министра обороны США Эштона Картера (Ashton Carter).
Практически наверняка такая база (возможно, не одна) появится в Польше. По неофициальной информации, в американских и польских кабинетах идут дискуссии, где расположится американская техника: на полигоне Жагань-Свентошув, на Дравско-Поморском полигоне или в обоих этих местах.
На наших глазах под влиянием российской агрессии в Крыму и в Донбассе происходит радикальный пересмотр стратегии Соединенных Штатов и НАТО. Это фундаментальная перемена: еще в январе 2012 года Барак Обама и министр обороны Леон Панетта (Leon Panetta) заявляли, что по причинам экономии из четырех американских бригад в Европе останутся только две, в целом – 20-25 тысяч военных. В марте 2013 года в немецком порту Бремерхафен провожали последний в Европе американский танк М1 «Абрамс». Было принято решение, что на безопасном европейском континенте американские танки уже не нужны.
Сейчас в ответ на российскую имперскую политику американские танки двинулись в обратном направлении. 27 февраля на учениях Atlantic Resolve они дефилировали в латвийской Нарве вблизи российской границы, а мэр Риги Нильс Ушаков (кстати, русский по происхождению) делал «селфи» на фоне «Абрамса».
Концепция создания логистических баз — это ответ на российскую концепцию гибридной войны. Год назад Европа была беззащитна против таких действий, какие Путин продемонстрировал в Крыму. В Польшу, конечно, можно было в течение трех дней перебросить 12 самолетов F-16, а в течение месяца — роту десантников. Но Путин и его штаб знали, что переброски тяжелой техники Восточной Европе пришлось бы ждать полгода.
Сейчас ситуация меняется. Техника будет ждать в нашем регионе американских военных, которые смогут прилететь хоть на пассажирских самолетах. Более того: они будут проводить на польской территории постоянные тренировки, пользуясь этой техникой и знакомясь с нашими географическими и климатическими условиями. К этому добавится концепция «Острие копья», сил быстрого реагирования, готовых к действию в случае, если какое-нибудь государство НАТО окажется под угрозой.
Польские политики всех флангов не первый год говорили о неполноценности нашего статуса в Североатлантическом альянсе. Ведь в Основополагающем акте Россия-НАТО 1997 года Альянс обязался не размещать баз на территории новых стран-членов. Часть натовских государств, в том числе нашего региона, в частности, Чехия, до сих пор выступают против постоянных баз на востоке Европы.
Американская идея по созданию логистических баз делает эту дискуссию в значительной степени беспредметной. Ведь США не нарушают соглашение НАТО-Россия (в нем говорится о размещении боевых сил на постоянной основе, а не о технике), а одновременно обеспечивают сильное присутствие Альянса в регионе.
Правильный ответ на извечный вопрос сферы польской политики безопасности «где же НАТО?» будет скоро звучать так: «на Висле».