Региональный телеканал Эрфурта Salve TV четыре раза в день предоставляет слово российскому государственному телевидению. RT — кремлевский телеканал зарубежного вещания. Его задача — показать в выгодном свете Россию и, в первую очередь, ее президента Владимира Путина. Или, как сказал сам российский президент, RT объективно вещает о России и пытается сломать монополию англосаксонских СМИ.
Точка зрения Москвы
Телеканал RT вещает на английском, испанском, арабском — и в течение полугода также на немецком языке. Программы телеканала транслируются через спутник, кабельные сети. На региональном телевидении Тюрингии c контентом канала можно ознакомиться на местном телеканале Salve TV. «После того, как в немецких СМИ стали господствовать настроения в духе ‘Злой Путин! Злая Россия!’, мы подумали в редакции: а почему бы нам не дать слово другой точке зрения? Ведь письмо читателя не обязательно должно отражать позицию редакции, но в любом случае, эта точка зрения должна восприниматься всерьез», — говорит руководитель телеканала Salve TV Клаус-Дитер Бём (Klaus-Dieter Böhm).
Телеканал Salve TV четыре раза в день транслирует программу RT «Недостающая часть» (Der fehlende Part). В ней говорится о том, что якобы замалчивается в западных СМИ — новости об украинском конфликте, об оккупации Крыма; кроме того, обсуждаются теории заговора, например, о западных СМИ. Например: «Несомненно, я считаю, что СМИ являются прислужниками системы. И эту систему — мы ее находим в финансовом мире».
Критика рупора Путина
Критики видят в телеканале RT источник пропаганды, который — помимо трансляции корректных новостей — искажает, вводит в заблуждение, замалчивает. Его позиция — за Путина и против США. Глава телеканала Salve TV Клаус-Дитер Бём не видит в этом проблемы.
«Что есть пропаганда? Когда кто-то высказывает свое мнение и говорит: “Я сейчас изложу вам ситуацию, например, на Украине с позиции русских!”, тогда это можно назвать пропагандой, но если я сейчас посмотрю на освещение такой же ситуации в газете BILD, тогда это тоже можно назвать пропагандой».
Его зрители выражают в своих письмах благодарность за контент телеканала, говорит Бём. Но другие настроены к нему критически. Например, депутат от партии Союз 90/Зеленые, представитель консультационного комитета земельного надзорного органа в сфере СМИ, отвечающего за выдачу разрешений и контроль частных радиокомпаний в Тюрингии, Мадлен Хенфлинг (Madeleine Henfling). «Для меня то, что там показывается, это скорее государственное телевидение. Сейчас, конечно, легитимно, что страна — как это делаем и мы, например, при помощи Deutsche Welle — в зарубежном вещании обращается к темам и разъясняет факты с немецкой позиции. Я считаю, это абсолютно нормальным. Но я бы все же рассматривала RT немного иначе, поскольку в нем задействованы сильные пропагандистские компоненты. Они недифференцированные, антиамериканские и, с моей точки зрения, показывают только одну сторону».
Требования к земельному надзорному органу в сфере СМИ
Коллеги г-жи Хенфлинг из других фракций ландтага также критично высказываются о подаче материала зарубежного государственного канала на местном телевидении с другим фокусом в вещании.
«Я здесь в том числе и для того, чтобы поддерживать многообразие мнений в Тюрингии. А сейчас мы создаем крайний случай, когда каждый телеканал, получающий лицензию в надзорном органе в сфере СМИ, на 90, 95 и до 99 процентов транслирует другие программы. С моей точки зрения, это нежелательно. И поэтому необходимо это вынести на обсуждение. Речь идет не о содержании, а конкретно о программном заказе, о журналистских основах, которые необходимо соблюдать», — говорит депутат от Левой партии Андре Блехшмидт (Andre Blechschmidt).
Все они требуют, чтобы земельный надзорный орган в сфере СМИ провел проверку данного эпизода. Директор службы Йохен Фаско (Jochen Fasco) сдерживает шквал критики. То, что местный телеканал включает в свою сетку другой контент, это нормально — Bahn-TV или эротические программы. Хотя ему, как представителю надзорного органа, это тоже не нравится. «Я считаю, что у RT есть контент, который можно проанализировать. Если кто-то берет программы, он берет на себя и ответственность за них. Посмотрим на программы, проверим их и, в случае появления сомнений, начнем активные действия».
Недостающая журналистская оценка
Проблемы, с точки зрения Фаско, заключаются в том, что российский контент не встраивается в русло немецкого зрителя. У депутата ландтага от ХДС, члена правового комитета надзорного органа в сфере СМИ Марион Вальсман (Marion Walsmann), возникает ряд вопросов. «Почему отсутствуют комментарии? Почему непонятно, каким образом задействован Salve TV как телеканал? Какова его направленность? И встает вопрос — для каких встречных услуг предоставляется площадка для трансляций?».
Клаус-Дитер Бём заверяет, что денежные потоки в этом вопросе отсутствуют. «Мне нравится подхватывать вопросы, находить пробелы, видеть ниши, которые волнуют всех, мне это нравится! Когда мы, небольшой телеканал в качестве реакции получим свыше 40-50 миллионов опубликованных и вышедших в эфир материалов СМИ, тогда я скажу — отличная работа! И, конечно же, внимание — это не недостаток, по крайней мере, в среднесрочной перспективе».
О возможных последствиях глава надзорной службы перед началом проверки предпочитает не говорить. Но, как следует из его окружения, в среднесрочной перспективе проведение таких акций, как «подпитка» RT и транслирование других, далеких от журналистики и критической оценки продуктов собственного производства, могут стоить Salve TV лицензии на вещание.