Американцы хотят разместить в восточных странах-членах НАТО тяжелые вооружения, чтобы иметь возможность быстрее отреагировать в случае нападения со стороны России. Это должно послужить устрашающим сигналом в отношении Москвы, а государствами, подверженными опасностям с востока, должно восприниматься как гарантия того, что в случае кризиса Америка будет на их стороне. Однако Вашингтон еще не решается разместить на востоке крупные военные контингенты на постоянной основе.
Этот новейший план появился в ответ на просьбы восточноевропейских государств о более активном участии Соединенных Штатов. Одновременно он свидетельствует о плачевном состоянии НАТО. Когда-то этот альянс был создан под девизом мушкетеров: «Один за всех, и все за одного».
Но теперь от этого девиза осталась лишь первая его часть. НАТО все больше теряет черты коллективного союза и все больше начинает напоминать собрание двусторонних отношений с единственным серьезно воспринимаемым участником этого объединения — с Америкой.
Соединенные Штаты покрывают 75% расходов на оборону в НАТО, тогда как большинство партнеров не тратят на эти цели даже обещанные 2% ВВП. В результате Европу лишь с оговорками можно считать готовой к обороне в случае российской агрессии. И сами граждане Европы ничего не хотят знать о солидарности. По данным недавно проведенного опроса, только большинство американцев и канадцев готовы прийти на помощь восточноевропейским странам-членам НАТО для отражения российской агрессии.
Европа выражает беспокойство на словах
Вот уже больше года с того момента, как Россия начала новую холодную войну, Европа ограничивается выражением своей озабоченности в словесной форме.
Восточноевропейские партнеры НАТО понимают: они не могут быть уверенными в том, что за возвышенными фразами своих европейских соседей при необходимости последуют дела. И поэтому вполне понятно их желание получить больше знаков индивидуальных обязательств со стороны Америки.
Конечно, склады оружия не в состоянии сбалансировать военное превосходство России на востоке. Однако они свидетельствуют о готовности Америки в ментальном и оперативном отношении ответить на российское наступление. А еще они сигнализируют Москве о том, что война против любого члена НАТО не будет такой же безопасной прогулкой, как аннексия Крыма и захват восточной Украины.
Европа удобно устроилась со своими преждевременными мирными дивидендами и своим латентным антиамериканизмом. Однако правда состоит в том, что Европа как гарант безопасности не в состоянии без Америки убедительно противостоять имперским притязаниям России.