Донецк — Уже почти год жители Донецка живут практически в состоянии войны. Надежд на урегулирование конфликта в рамках минских договоренностей у них и у экспертов все меньше.
Новый день — новая трагедия. Во всех районах Донецка, прилегающих к зоне активных боевых действий, снова гремят взрывы, горят дома, льется кровь. «В субботу (13 июня. — прим. ред.), в шесть утра я проснулась и вышла на кухню приготовить детям завтрак. В этот момент снаряд попал в наш дом, рухнула общая стена с соседней квартирой. Жить негде», — плачет мать двух малышей.
Ключевое слово — кормить Донбасс
Обе стороны конфликта не устают обвинять друг друга в нарушении минских соглашений. Накануне нового раунда переговоров в Минске представитель самопровозглашенной ДНР Денис Пушилин заявил об угрозе перерастания локальных боевых действий в «большую войну». По мнению директора международного института демократии Сергей Тарана, не только угроза, но и реальная эскалация военных действий происходит со стороны армии ДНР накануне международной встречи и исключительно с благословения российского президента. Эскалацию конфликта Путин использует как средство запугивания международного сообщества и влияния на те или иные его решения, полагает политолог.
Информация о повестке дня нового раунда переговоров в Минске в украинских СМИ крайне скудная. Масс-медиа ДНР заявляют, что на заседаниях трехсторонней контактной группы, которые должны состоятся 16 и 23 июня, будут рассматриваться поправки к конституции Украины и, не исключено, вопросы снятия экономической блокады Киевом не контролируемых им территорий на востоке страны.
Военный эксперт аналитического центра Разумкова Алексей Мельник указывает, что в последнее время главы самопровозглашенных республик в своих заявлениях не прочь рассматривать эти территории как составные части Украины, но с каким— то особым статусом. Лично их, по мнению Мельника, на самом деле больше устраивает существующая ситуация, т.к. они прекрасно понимают, что в случае выполнения минских соглашений их ожидает суд. «Как же тогда понимать их инициативы остаться в составе Украине? Основной смысл в них вкладывает Москва: Украина должна кормить (неподконтрольные ей территории. — прим. ред.). А мы, будем устанавливать там свои правила игры», — подчеркивает эксперт.
Нужен ли Донбасс украинскому политическому классу?
В свою очередь правительство Украины предпринимает все более жесткие меры, ограничивая экономические связи с Донбассом. Это снова подтвердил глава пропрезидентской фракции в парламенте Юрий Луценко. В начале июня он заявил, что «раковую опухоль нужно блокировать», имея в виду блокаду неподконтрольных территорий на востоке страны.
«Часть политического класса, в том числе лидеры пропрезидентской партии, действительно показывают свое негативное отношение к региону и нежелание его возвращать. Дескать, этот регион явно депрессивный и будет мешать евроатлантическому курсу Украины», — объяснил DW известный общественный активист, руководитель волонтерской организации по вопросам помощи переселенцам Донбасс SOS Александр Горбатко. «Недавно я стал участником общественной дискуссии о путях решения конфликта на Донбассе, состоявщейся на телевидении в Киеве», — приводит пример активист.
Онлайн голосование по ее итогам показало, что жители Украины в большинстве своем выступают за реализацию минских договоренностей, считая их наиболее эффективным вариантом. Народ Украины, по словам Горбатко, не может смириться с потерей Крыма и получить еще одну травму в виде потери Донбасса теперь не желает. «В тоже время, к моему удивлению, политики и политологи, собравшиеся в студии, выступали против реинтеграции региона, наоборот, они за полную блокаду и отторжение Донбасса», — говорит общественник.
Люди привыкают и к войне и к блокаде
При этом фактически существующая уже несколько месяцев блокада Киевом неподконтрольных территорий, тотальный дефицит украинских продуктов и появление российских по цене в 2-3 раза выше гуманитарную ситуацию ухудшают, но к голодным бунтам против властей ДНР не приводят. «Расчеты правительства на голодные бунты и социальный взрыв как следствие экономической блокады не оправдались», — констатирует DW активист гражданского общества, член коалиции патриотических сил Донбасса Сергей Ткаченко.
Люди пытаются выжить, кто как может. «Мои родители-пенсионеры купили в какой-то фирме пропуска по 500 гривен и планируют ездить за продуктами в Волноваху (территория Донбасса, контролируемая Украиной, въехать на нее можно только по спецпропуску). А что им делать. Их же заперли как в концлагере», — возмущается действиями украинского правительства в разговоре с DW дончанка Светлана.
Восприятие действительности и оценка происходящего у кого-то из жителей региона формируется под влиянием российского телевидения. Другие же хотят забыть о ДНР как о страшном сне. «Вот бы приехали к нам граждане России и посмотрели, какую жизнь они нам тут с ДНР устроили. Откуда пришли, туда пусть и уходят», — в сердцах бросает одна из жительниц Донецка. При этом многие говорят, что теряют надежду на урегулирование конфликта.
«Я не вижу просвета. Раньше я ждала итогов переговоров, вчитывалась, интересовалась. Теперь мне совершенно понятно, как бы здесь эта территория ни называлась (Украина, ДНР или Новороссия) — мир, как было раньше, вернется сюда не скоро», — посетовала 40-летняя дончанка Надежда. И добавила, что довольна тем, что смогла отправить в другую часть Украины дочку, которая «живет привычной жизнью и не знает, что такое война». О себе же жительница Донецка говорит, что так привыкла к взрывам, что уже на них почти не реагирует. Ведь за год бывало намного хуже.