Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Американские танки в Польше?

© AP Photo / Alik KepliczЖители города Белосток в Польше приветствуют конвой американских военных "Dragoon Ride"
Жители города Белосток в Польше приветствуют конвой американских военных Dragoon Ride
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мы знаем, как это заканчивается: обе стороны вооружаются, грозят друг другу, а потом или все доходит до точки, когда все ужасаются и запускают переговоры и разрядку, или наоборот: кто-то делает нечто глупое — и начинается война. Настоящая. С ракетами и танками, в которой могут погибнуть миллионы людей. К сожалению, логика эскалации повсюду берет верх.

Интервью с директором Института российских исследований вашингтонского Центра имени Вудро Вильсона Мэтью Рожанским (Matthew Rojansky).

Gazeta Wyborcza: Американские военные собираются хранить в Польше, странах Балтии, Болгарии и Румынии военную технику, в частности, танки М1 «Абрамс». Это реально? То есть, вашингтонские политики утвердят этот план, как писала New York Times, а потом подтвердили министры обороны Польши и Литвы?


Мэтью Рожанский: Этот вопрос обсуждается уже какое-то время. Во-первых, речь идет о психологической поддержке союзников, которые опасаются России. Во-вторых, это пробный шар: мы хотим проверить, как отреагирует Москва. В-третьих, эти планы демонстрируют логику мышления военных. Если они хотят держать танки в Восточной Европе, это значит, что они не исключают вероятность конфликта с другими танками, готовятся к такой ситуации, при которой российская танковая колонна пересечет границу НАТО и двинется на Вильнюс, Ригу или Варшаву. Я сам был свидетелем этих дискуссий в Вашингтоне. На консультантов, которые анализируют гипотетический сценарий, тратятся деньги, и то, что на эту тему вообще размышляют, огорчает и вызывает беспокойство.

— Но с польской точки зрения это хорошая новость. Так считает большинство политиков в Варшаве и наверняка большинство поляков.

— Да, я знаю, что союзники из Восточной Европы относятся к этому с энтузиазмом. В краткосрочной перспективе это им выгодно. Они будут чувствовать себя безопаснее. А в долгосрочной? Неужели на границе НАТО будут стоять колонны танков с нацеленными друг на друга дулами: с одной стороны американские, а с другой — российские? Вы действительно этого хотите? Ведь к этому все идет уже года два...

— Но это не наша вина. Сначала россияне де-факто напали на Украину, а потом много месяцев подряд выступали с угрозами в адрес НАТО. Поляки и другие народы, у которых есть неприятные воспоминания, начали бояться...

— Да, виноваты россияне. Но кто бы ни был виноват, мы не должны двигаться в сторону воплощения в жизнь такого сценария. А размещение танков к этому ведет. Нужно понимать, что все это по большому счету символические силы: если вы на самом деле боитесь, что Россия собирается послать танки на Варшаву, вам нужно гораздо больше. Несколько сотен «Абрамсов», бронетранспортеров и гаубиц, которые будут стоять на складах, вас не защитят. Впрочем, я не верю, что благодаря им Россия начнет относиться к НАТО всерьез.

— А она не относится к ней всерьез?

— Мне кажется, нет. Она считает, что у Альянса много денег и самые лучшие технологии, но нет политической воли.

— Если так, то, возможно, нам тем более следует продемонстрировать волю? С польской точки зрения склады с танками — это лишь переходный этап. Цель — обучение американцев на месте, чтобы те создали в Польше постоянные военные базы.

— Это классическое центральноевропейское мышление, которое ведет к постепенной эскалации. Мы знаем, как это заканчивается: обе стороны вооружаются, грозят друг другу, а потом или все доходит до точки, когда все ужасаются и запускают переговоры и разрядку, или наоборот: кто-то делает нечто глупое — и начинается война. Настоящая. С ракетами и танками, в которой могут погибнуть миллионы людей. К сожалению, логика эскалации повсюду берет верх: в Москве, в Киеве, в Варшаве и других столицах Восточной Европы. Все хотят больше танков, хотят вести разговор «жестко». Возможно, меньше всего хотят эскалации американцы, но они немного поддались на уговоры союзников.

— Но ведь планы по поводу складов создаются в Пентагоне, это основная движущая сила событий.

— Не совсем. США только реагируют на события, они их не создают. Они отвечают на российские угрозы и на призывы союзников по НАТО, которые громко кричат «на помощь»! Это я как раз знаю совершенно точно: идея родилась не в Вашингтоне. В Америке никому не пришло бы в голову размещать у вас танки, если бы об этом не просили союзники. Причем, очень настойчиво. В этом смысле политики из Польши и других стран Восточной Европы могут чувствовать, что они добились успеха. Но будет ли это в долгосрочной перспективе выгодно для их народов? Я определенно не отношусь к числу тех, кто будет аплодировать и восклицать «Еще больше танков? Супер!»

— Но речь ведь не обязательно идет о подготовке к масштабной войне. Например, в Латвии есть заметное русское меньшинство, там могут опасаться повторения украинского сценария и появления каких-нибудь «зеленых человечков». Склады американских танков должны отбить у России такие идеи.

— Но могут ли танки служить гарантией, что в Латвии не появятся пророссийские сепаратисты? Если бы я был латвийским политиком, я бы постарался, чтобы русское меньшинство чувствовало себя в моей стране так хорошо, чтобы ни у кого не появлялось мыслей о присоединении к России... Повторю еще раз: я не говорю, что Запад повинен в этой эскалации, однако ситуация развивается в тревожном направлении. И это печально.