Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Если уйдет Греция, то за ней последуют многие

© AP Photo / Petros GiannakourisФлаг Европейского союза на фоне Парфенона
Флаг Европейского союза на фоне Парфенона
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Внутренний кризис Европы происходит в опасном и нестабильном геополитическом контексте. Не исключено, что это может способствовать укреплению внутреннего единства стран-членов Евросоюза — однако подобный вариант ни в коем случае нельзя считать гарантированным. К тому же Россия активно работает над тем, чтобы внести раскол в ряды Евросоюза.

Европейский Союз вот уже в течение нескольких лет, а, если говорить точнее, то с начала финансового кризиса 2009 года, постоянно сталкивается с новыми кризисами. Эти кризисы явно превышают его возможности и предъявляют чрезмерные требования к его институциональным структурам.

В большинстве случаев Евросоюз оказывается неспособным реагировать надлежащим образом на возникающие кризисные ситуации. Все конфликты подтверждают это: резкое обострение греческого кризиса, война на Украине и конфронтация с Россией и нынешний кризис с беженцами в районе Средиземного моря, самым тесным образом связанный с различными вооруженными конфликтами и гражданскими войнами в Африке, а также с очень сложным, почти безвыходным региональным кризисом на всем Ближнем и Среднем Востоке, в центре которого находятся Сирия и Ирак.

Эта очевидная неспособность, являющаяся результатом не «чрезмерной Европы», а, как раз наоборот, «недостаточной Европы», вызывает определенные последствия: она усугубляет внутренний кризис легитимности Европейского Союза. Ведь его граждане требуют принятия таких решений, которые Евросоюз явно не способен принять или не желает этого делать. И в результате увеличивается эрозия демократической поддержки Европы в странах-членах Евросоюза.

В худшем случае вслед за выходом Греции (Grexit) последует выход Британии (Brezit)


В ближайшие месяцы Евросоюз может столкнуться с еще более серьезными проблемами. Уже сегодня можно видеть, что в течение ближайших полутора лет произойдет еще два драматических обострения ситуации: речь идет о британском референдуме по поводу дальнейшего членства Великобритании в Евросоюзе, а также о парламентских выборах в Испании нынешней осенью, которые вполне способны привести к греческому результату. Конечно, развитие может пойти и в противоположном направлении: Великобритания остается в Евросоюзе, Испания либо подтверждает статус-кво либо голосует за более умеренные изменения, чем в Греции.

Однако вариант худшего сценария (worst case scenario) представляется вполне реалистичным. Если исходить из него, то в таком случае все более вероятным будет следующий тревожный вариант для будущего Евросоюза: сначала произойдет выход Греции (то есть ее исключение из еврозоны), затем результаты выборов в Испании, идущие в греческом направлении, и, наконец, выход Британии из Евросоюза. В таком случае возникла бы очень серьезная угроза для самого существования Европейского Союза. И если события будут происходить в соответствии с худшим сценарием, то в таком случае с вероятностью, граничащей с уверенностью, можно будет говорить о последующем крахе, в том числе о выходе из Евросоюза других стран.

Такой вариант не обязательно должен случиться, но он может произойти!


60 лет успешной истории европейской интеграции могут быть тем самым поставлены под сомнение, и европейский проект в целом может развалиться. В подобной ситуации в большинстве стран-членов все евроскептики, а также националистические силы поместят в центр соответствующих национальных выборов вопрос о выходе своей страны из Евросоюза или даже о его разрушении — и такого рода позиция будет иметь все больше шансов на успех.

Как уже было сказано, подобный вариант не обязательно должен произойти, однако, исходя из сложившейся на сегодняшний день ситуации, было бы вполне реалистично предположить, что это может произойти! Существующая связь между выходом Греции и выходом Британии из Евросоюза и их фатальное влияние на стабильность не только евро-группы, но и всей конструкции Евросоюза, является, несомненно, самой большой опасностью, которая в настоящее время угрожает Европе.

Греции нужны деньги и реформы — срочно

Кроме того, внутренний кризис Европы происходит в опасном и нестабильном геополитическом контексте. Не исключено, что это может способствовать укреплению внутреннего единства стран-членов Евросоюза — однако подобный вариант ни в коем случае нельзя считать гарантированным. К тому же Россия пытается проводить активную политику, направленную на раскол Евросоюза, и в этих целях в рамках откровенной антиевропейской и антизападной стратегии она пытается объединить внутри Европы националистические силы и силы евроскептиков, а также укрепить их.

Чтобы воспрепятствовать реализации подобного опасного для существования Евросоюза сценария, следует прежде всего найти стратегическое решение греческого кризиса. Греции необходимы деньги и реформы, и все это нужно срочно сделать как внутри еврозоны, так и внутри Евросоюза.

Грецию как несостоявшееся государство, продолжающее какое-то время оставаться членом Евросоюза, не могут себе позволить ни Афины, ни Брюссель, ни Берлин. Проходящая игра в покер между Афинами и кредиторами наносит ущерб ее участникам и прежде всего Европе. В конечном итоге все это может закончиться лишь новым вариантом bail-out, то есть спасением Греции благодаря помощи еврозоны, если Европа не хочет быть ввергнутой в катастрофу.

Евросоюз должен продемонстрировать гибкость и в отношении Лондона

С европейской точки зрения (а не только с греческой), предотвращение выхода Греции из Евросоюза должно быть однозначным приоритетом. Если ее выход, на самом деле, будет предотвращен, то в таком случае связанный с выходом Британии из Евросоюза вызов уже будет значительно менее серьезным. Ведь в отношениях между Брюсселем и Лондоном риски распределены значительно более равномерно, и они даже более значительны для британского премьер-министра Дэвида Кэмерона. На самом деле, выход Британии с высокой долей вероятности не будет поддержан Шотландией, что может означать развал Соединенного Королевства. Подобный вариант, который представляется крайне нежелательным, в прошлом году был отклонен большинством шотландцев.

Тем не менее Евросоюз в своих переговорах с Лондоном, предшествующим референдуму, должен продемонстрировать гибкость. Это возможно, пока не затрагиваются основополагающие принципы Европейского Союза, а речь идет прежде всего о дополнительных исключениях из правил для Великобритании, а также о характере будущих отношений все более объединяющегося Евросоюза (прежде всего в рамках валютного союза) и Соединенного Королевства.

Если, помимо этого, удастся также защитить или даже укрепить сплоченность и решительность Европы в отношении украинского кризиса перед лицом настроенной на экспансию России, то тогда Евросоюз сможет преодолеть серьезный, угрожающий его существованию кризис и даже выйти из него более сильным. Если подобный вариант не получится, то произойдет противоположное — и этого Европе, на самом деле, следовало бы избежать.