Латинская Америка представляет собой огромный континент, вобравший в себя многообразную палитру экономических моделей развития. Некоторые страны придерживаются либеральной модели экономического развития, в то время как другие выбрали путь развития, в основе которого лежит социально-популистская политика.
Южная Америка всегда тяготела к авторитарной форме правления, когда на плечи государства ложится вся ответственность за положение в стране. В северной части континента предпочитали либеральную модель развития, понимая, что ни одна социальная программа не может положить конец бедности и защитить малообеспеченные слои населения. Государственные расходы на социальные нужды не должны быть кормушкой для чиновников и коррупционеров.
Следует отметить, что в регионе за последние десятилетия значительное увеличились государственные расходы на социальную сферу, в первую очередь, на здравоохранение и образование. Это стало возможно за счет роста налоговых поступлений и стабилизации государственного долга.
Эксперт экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна Рикардо Мартнер (Ricardo Martner) считает, что страны Латинской Америки, в целом, неплохо справились с задачей укрепления институциональной среды.
Прозрачность и качество инвестиций сыграли важную роль в укреплении доверия и росте бюджета за счет постепенного увеличения налоговых поступлений и борьбе с неплательщиками.
Многие латиноамериканцы уклоняются от уплаты налогов, так как их не устраивает качество услуг.
Часто можно услышать следующую фразу: " А с какой стати я буду платить налоги, если они разворовываются?«.
Поэтому было бы правильно развенчать некоторые мифы, сложившиеся в отношении Латинской Америки.
Принято считать, что страны Латинской Америки расходуют значительные суммы из госбюджета на реализацию различных социальных программ. Однако на самом деле расходы латиноамериканских стран на финансирование социальной сферы значительно меньше по сравнению со странами Северной Америки и Европы.
Так, согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития, социальные расходы в Латинской Америке составляют около 30% ВВП, в то время как в США — 40%, в Европе — 45%.
Приведенные данные полностью опровергают, сложившийся миф о якобы непомерных государственных расходах, которые несут латиноамериканские правительства по сравнению с развитыми странами. Германия на сферу труда и социальную политику тратит 44,6% ВВП, а Великобритания — 44,1%.
Цифры — упрямая вещь, как не крути, но даже самые продвинутые страны в социальной сфере, как, например, Аргентина, Бразилия и Венесуэла расходуют меньше своих европейских соперников — 40% ВВП.
Аргентина — мировой лидер по субсидиям
После кризиса 2001 года и восстановления экономики, Аргентина взяла курс на увеличение субсидий для малоимущих слоев населения. Национальный институт статистики и переписи населения признает, что более 10% населения Аргентины имеют доход ниже прожиточного минимума. Исследования независимых экспертов показывают, что это цифра намного выше — 32%.
На сегодняшний день более 2, 5 миллионов человек пользуются различными видами государственных субсидий. Выдвинутая Хуаном Пероном идея о том, что государство — защитник обездоленных, жива и сейчас.
Кристина Киршнер и ее покойный муж Нестор, являясь сторонниками перонизма, как политического течения, стали возрождать экономическую концепцию социально ориентированного государства. Во многом им это удалось сделать благодаря высоким ценам на сельскохозяйственную продукцию, в первую очередь, на сою.
Аргентина входит в тройку мировых лидеров по производству сои (более 50 миллионов тонн в год).
Известный аргентинский экономист, профессор Автономного университета в Буэнос-Айресе Альфредо Перотти (Alfredo Perotti) считает, что в настоящее время главный вопрос заключается в том, насколько долго может еще просуществовать данная форма управления страной. Не следует забывать, что Аргентина стоит на пороге президентских выборов, которые пройдут 25 октября 2015 года. Страна охвачена предвыборной лихорадкой. В арсенале соперников массовые протесты, манифестации трудящихся и война компроматов.
Бразилия — раненый исполин
Бразилия по-прежнему остается одним из лидеров на континенте по государственным расходам.
Однако настали нелегкие времена, когда приходится потуже затянуть пояса.
Экономика страны находится в рецессии, а показатель дефицита бюджета остается на высоком уровне.
Правительство Бразилии объявило об урезании расходов бюджета в текущем году на 23 миллиарда долларов до 865 миллиардов долларов. Цель этого шага состоит в том, чтобы противодействовать замедлению темпов экономического роста.
Данная мера коснулась и Минздрава, который планирует сократить расходы на 3,8 миллиарда долларов.
Столь масштабные сокращения проходят впервые после прихода к власти в 2003 году Партии трудящихся.
По мнению известного бразильского экономиста Флабио Калифе (Flavio Calife), правительство вынуждено было пойти на сокращение бюджета на социальные нужды из-за сокращения ВВП в долларовом выражении почти на четверть на фоне девальвации реала.
Впервые с 1992 года в апреле нынешнего года в Бразилии было зафиксировано сокращение рабочих мест. Экономика страны потеряла 98 тысяч официальных рабочих мест, тогда как аналитики в среднем ожидали создания 50 тысячи новых позиций.
Следует отметить, что более трети сокращений приходится на «Программу ускорения роста» — символического плана Партии трудящихся, принятого в годы второго правления Лулы да Силва. План предусматривал стимулирование роста экономики страны посредством инвестиций в строительство жизненно важных объектов инфраструктуры — энергетики, жилья.
Нынешнее правительство Дилмы Роуссефф было вынуждено пойти на сокращение социальных программ, что приведет к падению доходов населения, повышению уровня безработицы, росту социальной напряженности.
Венесуэла: коррупция и гиперинфляция
Венесуэльское правительство из-за падения цен на нефть, которая является основным экспортным продуктом в стране, было вынуждено пойти на сокращение государственных расходов.
Популистская политика Уго Чавеса и его преемника Николаса Мадуро, обеспеченная сверхвысокими ценами на нефть и получившая широкую поддержку со стороны бедных слоев общества, в настоящее время столкнулась с серьезными проблемами.
И дело не только в том, что нефть сильно подешевела. Одновременно сократилась ее добыча, поскольку из-за хронической нехватки валюты замедлилось освоение новых месторождений, а также строительство и модернизация нефтеперерабатывающих заводов. Чтобы компенсировать резко упавшие доходы от нефти, правительству, по мнению экспертов, придется не только радикально урезать социальные программы, но и повысить налоги, а также поднять цены на бензин.
Собственно, этот процесс уже начался. Президент Николас Мадуро издал целый ряд указов, предполагающих, в частности, дальнейшее повышение налогов на предметы роскоши, алкоголь и табачные изделия.
Несмотря на предпринимаемые антикризисные меры, с прилавков магазинов исчезли продукты и предметы первой необходимости, страну поразила галопирующая инфляция — более 60%. Руководство страны вынуждено было ввести карточную систему для покупок в государственных магазинах.
Производственный сектор постепенно умирает из-за отсутствия стимулов для роста. Чтобы хоть как-то удовлетворить спрос населения, правительство страны вынуждено тратить громадные валютные средства для закупки товаров за рубежом. Более того, Венесуэлу сотрясают коррупционные скандалы, в которых главными действующими лицами выступают высшие правительственные чиновники.
В настоящее время Венесуэла от экспорта нефти получает 95% валютных поступлений.
Полученные от продажи энергоносителей средства правительство вкладывает в социальные программы для помощи малоимущим, которые обеспечивают политическую поддержку существующему режиму. По мнению аналитиков, сокращение этих программ может привести к усилению антигосударственных протестов, которые сотрясают Венесуэлу на протяжении последнего времени.