Из заголовков европейских СМИ пропал вирус Эбола, его сменил MERS. Вирус с Ближнего Востока попал в Южную Корею. Но где он окажется дальше?
Симптомы MERS напоминают грипп: высокая температура, озноб, насморк, затрудненное дыхание, часто все заканчивается тяжелым воспалением легких. Что же это за вирус?
Сокращение MERS многое объясняет: Middle East Respiratory Syndrom, то есть Ближневосточный респираторный синдром. Вирус относится к группе коронавирусов. Он был выявлен два года назад, хотя, по всей вероятности, в Саудовской Аравии люди заражались им еще в 2012 году. Именно эту страну считают родиной вируса, поскольку важную роль в его распространении сыграли верблюды: люди могли им заразиться через контакт с выделениями из дыхательных путей этих животных или при употреблении верблюжьего молока (для этого региона в обоих случаях нет ничего удивительного).
Сейчас Ближневосточный респираторный синдром перекинулся на Сеул, огромную, 10-милллионную корейскую метрополию. Скорее всего, его привез туда путешественник из Катара, который между 4 и 20 мая побывал со своим вирусом в четырех больницах. Именно из-за него и из-за недостаточной бдительности санитарных служб от вируса умерли уже 15 человек, а несколько сотен заболели. Почти три тысяч человек пришлось поместить на карантин.
У азиатов еще свежи в памяти воспоминания о 2004 годе, когда SARS (тоже коронавирус) убил около тысячи человек. К счастью, MERS менее заразен, хотя быть осторожным и «дуть на воду» не помешает. Эксперты предсказывают, что эпидемию удастся остановить в течение нескольких недель.
Между тем, уже появились первые сообщения о подозрениях, что вирус попал из Кореи в Европу. Например, в Словакии проверяют работника автомобильной компании KIA, который мог заразиться в Сеуле (инкубационный период может длиться до двух недель).
В таких случаях худший товарищ — паника. К такого рода угрозам следует подходить просто разумно. Возможно, MERS на самом деле готовится напомнить о своем существовании в разных регионах мира, но такова природа вирусов, они любят перемещаться с места на место, а человек, сам того не желая, им в этом помогает.
Пользуясь достижениями цивилизации, которые позволяют быстро перемещаться, мы забываем о простой гигиене, хотя это — самая лучшая защита от инфекций, передающихся воздушно-капельным путем. Корейцам в эти сложные дни советуют закрывать рот при кашле и чихании, а также тщательно мыть руки. Но не должны ли эти правила работать постоянно, независимо, что у нашего соседа — SARS, MERS или обычная простуда?
В последние годы мы увидели, что повышенная бдительность, связанная с различными эпидемиями, которые вспыхивали на свете испокон веков и, видимо, никогда не оставят нас в покое, вызывает крайние эмоции. Одни их игнорируют, говоря о заговоре фармацевтических компаний, которые хотят сбыть запасы своих лекарств (в случае MERS никакой вакцины как раз нет, так что этот аргумент не работает), другие сеют ужас, пугая смертоносной заразой.
СМИ соревнуются в цитировании экспертов, которые (видимо, следуя примеру политиков) научились работать на камеры: чем более категоричным будет заявление и шокирующим вывод, тем больше будет рейтинг и цитируемость. Как известно, паника продается лучше всего, так что на ней можно сделать неплохой бизнес.
Общественность, к сожалению, легче убедить в том, что она пала жертвой заговора науки с промышленностью, чем научить регулярно мыть руки. Между тем, ученые выявили 320 тысяч вирусов (у одних только млекопитающих), которые могут быть опасны для человека.
MERS наверняка не будет последним, о котором мы услышим. И каждый вирус найдет особый момент для громкого выхода на сцену.