Одной из давних обсуждаемых тем международной политики и общей стратегии каждого отдельно взятого государства, особенно во внешнеполитическом плане, до сих пор остается проблема его политического влияния в тех странах, которые ранее либо являлись колониями этого государства, либо зависели от его центральных властей в плане экономики, военной сферы или политики.
В минувшем столетии биполярная мировая система, которую возглавляли Запад в лице Соединенных Штатов и Восток в лице Советского Союза, задала такие рамки глобального развития, что одни страны, такие, как Украина, Киргизия, Казахстан и вообще государства Кавказа, оказались под политической властью России, а другие — под контролем Америки.
Данная ситуация привела к тому, что Россия и США усилили свое геополитическое влияние в зависимых государствах в сферах культуры, политики, экономики, промышленности и даже военной сфере, а интеллектуальная атмосфера в этих малых странах наполнилась идеологическими течениями, представляющими интересы Москвы или Вашингтона. Для подтверждения данной точки зрения достаточно хотя бы поверхностно рассмотреть обстановку, которая сложилась в сопредельных с Россией странах — Украине, Киргизии, Узбекистане и Туркмении. Дело в том, что в повседневной жизни подавляющее большинство населения этих территорий говорит на русском языке и на нем же издана основная часть местной картографической продукции. На русском языке говорят даже татары-мусульмане, проживающие в Крыму. Все это свидетельствует о том, насколько глубоко российское влияние на данных территориях.
Тем не менее в нынешних условиях, когда Россия встала в позицию конфронтации с Соединенными Штатами, все более очевидным становится факт, что американские политики стремятся концентрировать свое внимание на странах Центральной Азии. Подобная тенденция наблюдалась и прежде, но в настоящее время Америка все отчетливее переориентируется с Ближнего Востока на Восточную и Центральную Азию, что и было зафиксировано в американской декларации о стратегии национальной безопасности от 2015 года.
По этой причине такие страны, как Япония и Южная Корея (в Восточной Азии), и Киргизия (в Центральной Азии), которая является важным игроком в регионе и во всей Евразии, представляют собой объекты пристального внимания американцев. Соединенные Штаты хотели бы, как и раньше, использовать эти государства в качестве стратегических партнеров и даже в какой-то момент получить возможность компенсировать собственные неудачи в прошлом за счет перевода туда сил из других регионов.
Все эксперты и аналитики, которые занимаются военной сферой, прекрасно помнят, как в 2014 году после соответствующего заявления правительства Киргизии и личного обращения президента этой страны американцам пришлось закрыть военную базу в аэропорту Манас и перевести дислоцированные в ней части в другие страны, расположенные в Юго-Восточной Азии и Европе. Тогда западные политики приложили массу стараний, чтобы сохранить за собой этот плацдарм, и с этой целью провели множество консультаций с официальными представителями Киргизии, обещая им масштабную военную и экономическую помощь. Однако в конце концов базу в Манасе все-таки пришлось закрыть.
С другой стороны, если посмотреть на череду цветных революций в Киргизии, Украине и Грузии, можно прийти к выводу о том, что Соединенные Штаты, пользуясь самыми разными поводами, намеревались подбить свои клинья на российской территории, и отголоски этих действий звучат все громче: взгляните на Украину. Когда кризис на Украине и конфликт между Западом (США) и Востоком (Россией) в значительной степени обострились, в этот процесс решил вмешаться Североатлантический Альянс, потому что сами Соединенные Штаты не могли в нужный для них момент обеспечить собственное военное присутствие на украинской территории. Конечно, впоследствии такая возможность им представилась, и на Украину вскоре для обучения украинских коллег прибыло специальное подразделение десантников сухопутных войск США.
Между тем в последнее время особое внимание и даже удивление некоторых международных кругов вызвало открытие военной базы НАТО в киргизском Бишкеке. Следует отметить, что штаб-квартира Североатлантического альянса в Центральной Азии расположена в столице Узбекистана городе Ташкенте. Тот факт, что еще одно представительство открывается теперь и в Киргизии, вызывает некоторое замешательство.
Вполне понятно, почему НАТО сейчас решило создать военную базу в Киргизии. Дело в том, что Соединенные Штаты в настоящий момент не желают вступать в борьбу с Россией по поводу собственно американского проникновения в область традиционного влияния Москвы. Они направили в Киргизию войска НАТО, чтобы компенсировать закрытие базы в Манасе.
Если оценивать эту ситуацию с точки зрения военной сферы и безопасности, необходимо принять во внимание то обстоятельство, что когда отдельным государствам не удается осуществить свои первоначальные планы, они кладут на стол другую карту под названием «запасной план», чтобы все-таки реализовать задуманные цели.
Вполне возможно, что вступление НАТО на территорию Киргизии обеспечивает интересы США по двум направлениям. Во-первых, речь идет о подготовке наступательных операций, суть которых в ударах сил США и НАТО по позициям талибов и борьбе с терроризмом в Афганистане. Во-вторых, по-прежнему острым остается кризис «безопасности» на Украине, поэтому размещение вооруженных сил Североатлантического альянса в Киргизии можно считать своего рода предупредительным выстрелом натовцев, а вместе с ними и американцев, в сторону России.
Как только к какому-либо выражению добавляется слово «безопасность», на первый план сразу же выходит проблема национальной безопасности — или, по крайней мере, общие интересы обороны. Эксперт по вопросам стратегической информации Евразийского континента Юрий Погрибняк в интервью аналитическому ресурсу Вести.KG на этот счет заявил: «Нет никаких сомнений, что со строительством НАТО своей военной базы в Киргизии начнет работать подчиненная ЦРУ разведывательная группа, которая будет заниматься сбором военных сведений и данных о положении российской армии. Кроме того, непременно активизируется разведка в России и в Киргизии, поскольку военное присутствие НАТО в этой стране создаст для этого все необходимые предпосылки».
В конце концов необходимо подчеркнуть, что российские спецслужбы, в частности ФСБ, активно работают в разных странах Евразии. Само собой разумеется, что они уже давно довели до сведения своего руководства в Москве об открытии представительства и военной базы НАТО в Бишкеке. Россия не раз заявляла о протесте по поводу участия разных стран в маневрах Североатлантического альянса и особенно четко дала знать о своем недовольстве по этому поводу после войны в Южной Осетии и заключения договора о наращивании американского ракетного щита в Польше. В связи с этим данная ситуация заставляет русских с большой настороженностью наблюдать за действиями НАТО в соседнем регионе.
Как бы то ни было, информация о появлении войск НАТО в Бишкеке появилась одновременно с публикацией сообщений о размещении Россией своих ядерных ракет на стратегически важном Крымском полуострове. Каков итог? Можно считать, что Центральная Азия превращается в своего рода динамит. Фитиль к нему — в руках Америки и НАТО, и поджечь его они могут в любую секунду. Нельзя отмахнуться от вероятности, что предпосылки для появления войск НАТО в Киргизии, которую западные политики считают неким «островом демократии», создало именно противостояние Путина с Европейским Союзом и Америкой.