Во время своего визита в Париж в прошлом месяце бывший американский дипломат выразил сожаление по поводу того, что у США отсутствует «стратегия противодействия российскому стремлению» подчинить себе страны, относящиеся к бывшей советской «сфере влияния». «Только лишь “обезвреживать” Владимира Путина — это не политика, это то, чем вот уже два года безуспешно занимается администрация Обамы». Новый план Пентагона предусматривает размещение тяжелого вооружения в Восточной Европе и прибалтийских странах в целях предотвращения новой агрессии со стороны России в регионе. Знаменует ли этот план то самое изменение стратегии, к которому призывают республиканцы и некоторые европейские союзники Вашингтона?
Если американский план, подразумевающий размещение достаточного количества боевого оружия, чтобы снарядить целую роту в Прибалтике, а также отправку тяжелого вооружения в Польшу, Румынию и Болгарию, действительно будет осуществлен, то впервые с момента окончания холодной войны американская армия получит в свое распоряжение столь значительный объем вооружения на территории стран, которые, хотя и являются членами НАТО, ранее были частью Советского Союза и находились под его влиянием. После принятия в НАТО прибалтийских стран в 2004 году, США и их союзники предусмотрительно не стали размещать на границе с Россией войска и военное оборудование на постоянной основе. В то время они рассчитывали на развитие партнерских отношений между Североатлантическим альянсом и Россией.
Однако ослабление напряженности, наметившееся после распада СССР, вновь было поставлено под вопрос в связи с аннексией Крыма и войной на востоке Украины. Увеличение российского оборонного бюджета, заявления о размещении ракет «Искандер» в Калининграде, ядерная угроза со стороны Кремля в Крыму, провокации российских бомбардировщиков в прибалтийском воздушном пространстве, многочисленные нарушения режима прекращения огня, объявленного в Минске — все это лишь подкрепило позицию тех, кто в Вашингтоне требует более жестких мер по отношению к Москве.
Американская инициатива также является ответом на просьбы восточных стран их «подстраховать» — прежде всего, Польши и прибалтийских стран, которые боятся стать очередной мишенью Кремля. Речей Владимира Путина, который недавно заявил, что только «нездоровый человек» может себе представить, что Россия нападет на НАТО, оказалось недостаточно, чтобы убедить Прибалтику. «Агрессия России в отношении своих соседей вновь поставили под угрозу европейскую безопасность. Немыслимо, чтобы в XXI веке международные вопросы решались силой», — заявил на прошлой неделе премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс в своем интервью «Фигаро».
На фоне общего упадка американской державы, меры, принятые на последнем саммите НАТО, не до конца успокоили восточных союзников. Новый план американцев как раз послужит реальным воплощением решений уэльского саммита, позволив новым силам быстрого реагирования НАТО быстро выходить на боевые позиции. Он также очевидно свидетельствует о том, что США намерены защищать своих союзников по НАТО, даже если они являются соседями России.
Планы Пентагона вызвали гнев Кремля, который любой ценой стремится помешать тому, чтобы другие бывшие советские республики присоединились к НАТО или Евросоюзу. С точки зрения Москвы, этот план является нарушением негласного соглашения, согласно которому, начиная с 1990-х годов и падения Берлинской стены, боевые войска Альянса держались в стороне от российских границ. И неважно, что Россия сама нарушила существующую архитектуру европейской безопасности, аннексировав Крым — министр обороны России полагает, что речь идет о «самой агрессивной мере Пентагона и НАТО» с конца холодной войны.
«У России не останется другого выбора, кроме как увеличить свои войска и силы на западном фланге», — предупреждает генерал Якубов по сообщению агентства «Интерфакс». Москва также угрожает ускорить размещение новых ракет «Искандер» в Калининграде.
Насколько поворот в американской политике, запланированный Пентагоном, придется по душе таким странам, как Германия, Италия или Франция, — спорный вопрос. Однако он доказывает, что Америка решила пересмотреть свой план отказаться от участия в европейских делах.